Книжки для «почемучек»

2011-08-02 16:54:07 3308

Привычка читать активно формируется в детстве, с 3 до 7 лет, когда ребенок проявляет любознательность и интерес к книге.

Детей, которые не любят книги, не бывает. Отбивают интерес к чтению, порой совершенно об этом не подозревая, сами родители. «Мой трехлетний ребенок совсем не любит книги и убегает, когда я ему начинаю читать», - жалуется мамочка на детской площадке. Выясняется, что мама подсовывает ребенку книгу, когда малыш отказывается кушать, чтобы отвлечь его внимание на картинку и в этот момент запихнуть ложку ненавистной каши, тем самым вызывая отвращение и к каше, и к чтению… на всю жизнь. Процесс чтения должен ассоциироваться не с кашей, а с приятным времяпровождением. Читать хорошо тогда, когда не надо ни на что отвлекаться – ни родителям, ни ребенку, когда чувствуешь заботу мамы или папы, родной голос, рассказывающий о том, что происходит на страницах иллюстрированной книги. Эксперты говорят, что в возрасте трех лет ребенок выстраивает в голове своего рода трехмерную картинку: он смотрит на рисунки, воспринимает речь на слух и ассоциирует с персонажами книги мамины движения – вот мышка хвостиком махнула, яичко разбила, вот мишка косолапый по лесу идет.

Как правило, дети с трех лет активно познают мир и буквально засыпают в процессе чтения всевозможными «что?» и «почему?». Родителям следует отвечать на все вопросы малыша, объяснять непонятные слова, ни в коем случае не игнорируя его просьбы. Причем отвечать быстро и понятно. Ну, кто такие муми-тролли? И почему «цокотуха» вышла замуж за комара?

В этом возрасте дети начинают сами «читать» книги, пересказывая по рисункам содержание. Поэтому не упустите важный момент – работу над прочитанным. После прочтения сказки восстановите с ребенком суть истории – как звали героя, что с ним произошло, кто ему помог и т.п. Это развивает логику и память.

Научите малыша бережно относиться к книге – не вырывать страницы, не разбрасывать книги по полу. Дайте ему понять, что чтение – особенный процесс и серьезное занятие. С 3-х до 6-ти лет ребенок взрослеет, и книжки становятся гораздо сложнее. Эксперты рекомендуют читать детям произведения Пушкина, Ершова, Бажова, Катаева, Носова, русские народные сказки. Хороши и зарубежные сказки – братьев Гримм, Андерсена, Т.Янссон, А.Линдгрен. Помните, в книжках по-прежнему важны хорошие рисунки – ребенок будет возвращаться к ним много раз: просмотр иллюстраций идет параллельно с чтением. Картинки помогают глубже воспринимать прочитанное.

Старайтесь всегда читать малышу с выражением. В этом возрасте дети учатся воспринимать текст на слух. Можно поэкспериментировать – прочитать рассказ и лишь после просмотреть с сыном или дочкой рисунки. Чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не навязывайте ему книгу. Руководствуйтесь только интересом малыша. Ребенок может неделями не проявлять интерес к чтению, и это совсем не страшно. Поддерживать интерес к чтению поможет поход с ребенком в театр – на детский спектакль по какому-нибудь известному произведению, ведь потом дома так здорово пролистать книгу и вспомнить героев на сцене. А в выходные устройте домашний кинотеатр – просмотрите кинофильм или мультик, а потом попробуйте с ребенком пересказать содержание по книге. А может, вашему чаду понравится слушать аудиосказки в машине во время поездки? Прислушивайтесь к малышу и не обращайте внимания на разговоры вроде того, что соседская девочка в 5 лет уже читала сама. Не торопите события – ваш малыш уникален!

Одним детям нравятся рассказы о животных, а многие даже в школе по-прежнему любят и Чуковского, и Барто, и Маршака. Единого списка, что читать в этом непоседливом детском возрасте с 3-х до 6-7 лет, не существует (все зависит от ребенка – его развития и характера). Мы рекомендуем не только присматривать (очень внимательно просматривая!) новинки в книжных магазинах, но и помнить, в первую очередь, про классику. Вот, например, список книг, которые наверняка понравятся вашему «почемучке»:

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

П.П.Ершов «Конек-горбунок»;

П.П. Бажов «Уральские сказы» («Медной горы хозяйка», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка»);

В.П.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»;

Н.Н. Носов «Мишкина каша», «Бобик в гостях у Барбоса»;

Рассказы В.В. Бианки, М.М. Пришвина, Е.И Чарушина;

Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Огниво», «Гадкий утенок» и др. адаптированные детские сказки;

А.А.Милн «Винни-Пух и Все-Все-Все»;

Ш.Перро «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик» и др.;

Братья Гримм «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты», «Горшочек каши» и др.;

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»;

Т.Янссон «Опасное лето», «Шляпа волшебника», «Волшебная зима» и др.;

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;

Дж.Родари «Приключения Чиполлино».

Классик детской литературы Корней Иванович Чуковский писал: «...мне кажется, что, начиная с двух лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными богатствами родного языка. Если бы такое чутье к словесным формам не покидало ребенка по мере их освоения, он уже к десяти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи». Поспорить с мэтром сложно. С 3-х лет не только формируется характер ребенка, но и закладываются привычки. Поэтому закрепить интерес к чтению в этом возрасте так важно для родителей.