Москва стоит в предновогодних пробках, вызванных, как всегда, неожиданным снегопадом вкупе с ринувшимися за подарками автомобилистами. Нервозность – непременный атрибут праздничной атмосферы – сказывается и на дорогах: в декабре обычно фиксируется значительное количество дорожно-транспортных происшествий.
Причин, как известно, две - дороги, до которых в отдельных районах так и не добралась тяжелая уборочная техника с таджиками, и дураки. Один поспешил, другой резко затормозил, третий выехал на «встречку», четвертый выпил и сел за руль… В результате - заторы, поломанные автомобили, испорченное настроение. И хорошо, если авария обойдется без жертв.
Между тем, статистика ДТП весьма печальна. По опубликованным в СМИ данным, на дорогах России за этот год погибли 22 тысячи человек. Сопоставимая цифра озвучивается каждый год и сравнивается с населением провинциального города. Однако водители не становятся более бдительны: основной причиной аварий является человеческий фактор.
На днях суд приговорил виновника громкого ДТП на Каширском шоссе к 8 годам лишения свободы. В сентябре этого года подвыпивший водитель не справился с управлением внедорожника и врезался в группу молодых людей - студентов МИФИ, ожидавших на тротуаре зеленого сигнала светофора. 2 человека погибли, 7 – получили травмы. Виной всему – безответственность автомобилиста, который, прежде чем сесть за руль, принял порядка 250 граммов водки. И тем самым убил людей, сломал другие судьбы, в том числе и свою, и своих детей – в качестве смягчающего обстоятельства говорилось, что у лихача на иждивении двое малышей.
Другая история – водители с мигалками. Они нарушают правила с уверенностью, что их не накажут. Помните, в апреле прошлого года в Екатеринбурге милицейский автомобиль из кортежа полпреда президента РФ в Уральском федеральном округе на глазах толпы проехал на красный свет и сбил женщину, переходившую улицу на зеленый сигнал светофора на пешеходном переходе. Хотя гаишник был уволен, дело почему-то замяли.
Резонансным оказалось ДТП на Ленинском проспекте, когда в прошлом году «Мерседес» вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова на Ленинском проспекте в Москве столкнулся с «Ситроеном», за рулем которого была врач Ольга Александрина. Александрина погибла на месте, ее пассажирка и родственница Вера Сидельникова умерла в больнице. Сам Барков отделался незначительной травмой. Официальное расследование пришло к выводу, что погибшая в столкновении врач Ольга Александрина сама спровоцировала аварию, выехав на встречную полосу. Авария оказалась громкой лишь потому, что слишком известны были погибшие врачи. Впрочем, не факт, что родственникам погибших удастся пересмотреть дело.
По вине водителей – нетрезвых и заносчивых - происходит порядка 80% ДТП. Это те аварии, которые можно было предотвратить. А получается, что за превышение скорости, невнимательность и необдуманные маневры одних платят случайные, ни в чем не повинные люди.
В России в очередной раз пытаются ужесточить ПДД, собираясь лишать водительских прав автомобилистов, совершивших обгон с выездом на встречную полосу. Уже подготовлен проект дополнений к постановлению пленума Верховного суда, касающийся рассмотрения дел о нарушений ПДД. Так, обгон по «встречке», начатый через прерывистую линию и завершенный с пересечением сплошной, следуют квалифицировать по статье КоАП, которая предусматривает лишение прав на 6 месяцев. Отбирать водительское удостоверение также должны за проезд или поворот на запрещающий знак, если водитель в результате начал двигаться во встречном направлении на дороге с односторонним движением. Готовящиеся изменения уже встретили в штыки многие водители. Дело-то не в правилах, а в людях: формально на дорогах все равны, но сколько тех, кто считает себя равнее других!