Никакое ужесточение штрафов не может заставить водителей соблюдать правила дорожного движения. Новые требования к парковке приняты в штыки, а скоростной режим вообще противоречит «езде по-русски». Произошедшее в минувшие выходные чудовищное ДТП в Подмосковье продемонстрировало, что лихачам закон не писан, а обществу нужны новые, еще более решительные меры, чтобы прекратить беспредел на дорогах.
21 июля на Горьковском шоссе в Ногинском районе Московской области автомобиль «Land Rover» на высокой скорости сбил семерых пешеходов на остановке общественного транспорта. Пять человек погибли, в том числе 7-летняя девочка. За рулем иномарки находилась 24-летняя москвичка в нетрезвом состоянии. Лихачку ждет до 9 лет лишения свободы, если, конечно, в ход не пустят смягчающие обстоятельства или вообще не замнут дело. Тот, кто садится за руль дорогого внедорожника в алкогольном опьянении, явно имеет представление о последствиях и о том, как их решать.
Адвокат Игорь Трунов в программе «Утро» на Вести FM отметил, что нужно понимать, что такое лишение свободы за ДТП в нашей стране: «Это поселение, разболтанный в части коррупции поселок, то есть там иногда нужно появляться, отмечаться, иногда, если денег нет, придется какое-то время пожить, но это не реальное лишение свободы, потому что для тех, кто совершил ДТП, предусмотрены специальные колонии, специальные поселки. В основной массе, конечно, это условное лишение свободы». Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая уже предложила, что «в отношении водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом и находящихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, должны применяться совсем другие меры ответственности».
Ответственность водителей требует отдельного внимания, как и поведение пешеходов – наиболее уязвимых участников дорожного движения, программу по защите которых обсудили недавно в Госдуме РФ. С различными инициативами по снижению числа жертв на дорогах выступили представители общественного фонда «Народная инициатива», МОД «Союз пешеходов», МООА «Свобода выбора».
«Спасти жизни 6 тысяч пешеходов уже к 2015 году» - такова главная цель программы. Суть проекта – в следующем: общественные организации будут придумывать направления, по которым безопасность нуждается в поддержке, а социально-ответственные компании-партеры будут эти направления финансировать и пропагандировать среди своих сотрудников. Участники обсуждения в Госдуме предложили обязать легкую промышленность выпускать одежду со светоотражателями, а дорожное полотно оборудовать звукошумовыми полосами.
Представители фонда «Народная инициатива» отметили важность социальной рекламы в соблюдении правил дорожного движения всеми участниками. «За счет социально-информационной кампании можно переломить привычку перебегать дорогу на красный свет или переходить скоростное шоссе, потому что лень пройти пять минут до надземного перехода», - утверждает генеральный директор общественного фонда «Народная инициатива» Алексей Белозеров.
Тема безопасности дорожного движения – в числе приоритетных проектов фонда «Народная инициатива». Фонд провел ряд важных социально-информационных кампаний по безопасности ребенка в автомобиле, по борьбе с пьянством за рулем и предотвращению ДТП, а также социологическое исследование проблематики вождения. В 2008 году с помощью проекта «Код вежливости» фонд привлек внимание общественности к отсутствию взаимного уважения среди участников дорожного движения и формированию среди них простых навыков культурного и вежливого поведения в пути.
«Водители и пешеходы – это противостояние разрешится только тогда, когда автомобилисты поймут, что, выходя из своей машины, они превращаются в пешеходов и посмотрят на правила дорожного движения с другой стороны», - считает Белозеров.