Табачный вендинг

2012-06-02 23:18:57 6977

Сегодня речь пойдет об особой группе торговых автоматов. С одной стороны, это самые обычные вендинг-машины, в назначении и принципе работы которых нет ничего таинственного. С другой стороны, на вопрос «где лучше разместить эти торговые автоматы?» ответ будет категоричен: на территории России – нигде. Итак, встречайте – торговые автоматы по продаже сигарет.
Да, продажа табачных изделий через сигаретные автоматы на территории нашей страны недопустима – эта норма прописана в законе от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Однако нельзя сказать, что этот сегмент на отечественном рынке вендинга отсутствует, да и российские компании, занимающиеся поставками торговых автоматов, имеют в ассортименте несколько наименований торговых автоматов по продаже сигарет. При этом, правда, все продавцы оборудования подчеркивают, что законом данный вид торговли запрещен, и если предприниматель принял решение приобрести и установить аппарат для продажи сигарет, то он должен осознавать все связанные с этим риски и возможные санкции со стороны проверяющих органов.
И все же спрос на эти автоматы по продаже сигарет, хоть и не ажиотажный, но все-таки есть. Попробуем разобраться, почему сигаретные автоматы запрещены, и кто, несмотря на это, приобретает и устанавливает их. А также – не пришло ли время законодателям пересмотреть свое отношение к сигаретному вендингу?
Для чего нужен запрет?
Для начала нужно понять, чем был обусловлен пункт 4 статьи 3 ФЗ № 87, запрещающий продажу сигарет через торговые автоматы (не путать с таким оборудованием как сигаретные диспенсеры). Почему в магазине и ларьке продавать сигареты можно, а в автомате – нельзя? Потому что в том же законе есть отдельная статья, не допускающая продажу табака лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Все торгующие организации, в ассортименте которых есть табачная продукция, должны соблюдать это требование. И если продавец в магазине может по внешности покупателя оценить его возраст, а в случае сомнения попросить документы, то автомат по продаже сигарет способен только беспрекословно продать требуемый товар каждому, кто может его оплатить – по крайней мере, в 2001 году торговые автоматы еще не умели определять возраст покупателя.
То есть авторы закона ставили перед собой цель – оградить молодежь младше 18 лет от никотиновой зависимости. Предполагалось, что все владельцы торговых точек доведут информацию о новых правовых нормах до продавцов, а те в едином порыве будут исполнять закон. Возможно, законодатели и понимали, что статья, содержащая возрастное ограничение, не будет работать на 100%, и эффективно проконтролировать ее исполнение тоже будет затруднительно. И все же запрет продажи табака посредством сигаретных автоматов был на тот момент единственно возможным решением – живой продавец, в отличие от электронного, хотя бы в половине случаев не продаст сигареты ребенку.
Всегда ли соблюдается запрет?
Но, несмотря на то что этот запрет пока никто не отменял, автоматы по продаже сигарет в России существуют и работают. Конечно, на улицах и в бизнес-центрах их не встретишь – в качестве мест установки владельцы обычно выбирают заведения, куда лица до 18 лет не имеют права входа, в соответствии с внутренними правилами – например, ночные клубы. Тем самым вендинг-операторы, занимающиеся сигаретным вендингом, с одной стороны, демонстрируют понимание целей и задач закона, с другой – убирают аппараты подальше от всеобщего внимания. Понятно, что законом никакие исключения не предусмотрены, а значит, факт правонарушения никуда не девается. Но человек, установивший «сигаретник», знает, на что идет – у него «все схвачено», и он имеет основания либо не опасаться проверок вовсе, либо рассчитывать в случае оных на минимальные штрафы без конфискации товара и оборудования.
Есть ли альтернатива запрету?
Между тем, прогресс не стоит на месте, и в мировой практике сигаретного вендинга появились достаточно надежные способы, позволяющие держать круг покупателей табака в строго определенных возрастных границах. Возьмем для примера Японию – в Стране Восходящего Солнца курит около 40% мужчин и 13% женщин. Среди юношей и девушек 17 – 18 лет (а курение в Японии разрешено с 20-летнего возраста) курильщиков соответственно 13% и 4%. При этом в стране функционирует 620 тысяч торговых автоматов по продаже сигарет. Часть автоматов оборудована системой, которая сканирует лицо потенциального покупателя и на основании нескольких тысяч внешних признаков определяет возраст клиента, после чего дает сигаретному автомату команду – выдавать или не выдавать сигареты.
Разработчики признают, что система довольно часто ошибается – примерно в каждом десятом случае. Ошибки связаны с тем, что некоторые люди выглядят значительно старше или младше своего возраста. Хотя на самом деле трудно представить себе, по каким внешним признакам можно отличить 19-летнего человека, не имеющего права покупать сигареты через автомат, от 20-летнего, получившего такое право. К тому же сканер, как выяснилось, не умеет отличать живого человека от фотографического изображения, чем не преминули воспользоваться изобретательные японские подростки – они стали предъявлять видеокамере… журнальные обложки с портретами кинозвезд.
В общем, система оказалась не очень надежной, да и изначально не рассматривалась как таковая, судя по тому, что была установлена лишь на 4% автоматов по продаже сигарет. Гораздо более эффективна другая программа, согласно которой, все остальные 96% «сигаретников» на территории Японии оборудуются считывателями специальных пластиковых карт. Такие карты, своего рода «удостоверения курильщиков», выдаются всем желающим после заполнения специальной анкеты – разумеется, к заполнению допускаются только лица от 20 лет, после проверки документов. Эта система сбоев не дает, если, конечно, исключить вероятность того, что «взрослая» карточка окажется в руках ребенка. Но это уже вопрос ответственности родителей.

Категории: Продукты
Теги: Вендинг