Рассмотрим сегодня сферу трамвайных перевозок в России.
К сожалению, данный вид транспорта в нашей стране постепенно начинает исчезать. В последние 20 лет, по информации Анализа рынка трамваев в России, трамвайной сети лишились Астрахань, Архангельск, Воронеж, Грозный, Иваново, Карпинск, Рязань, Шахты. Трамвайные перевозки просто вынуждены бороться за выживание. Так происходит в Ногинске, Омске, Уфе, Твери, Липецке, Ярославле и Владивостоке. Хотя, к примеру, в Волгограде большую роль в городских перевозках играет так называемый скоростной трамвай или «метротрам» (трамвайные линии, проложенные под землёй), кроме того, трамвай функционирует в промышленных районах Старого Оскола, Усть-Илимска.
Общую ситуацию в России отражают и цифры, полученные в результате анализа рынка трамваев.
В прошедшую пятилетку предложение трамваев в России в целом уменьшилось и в 2012 году составило всего 99 штук. В течение 2008 – 2012 годов данный показатель сокращался ежегодно. Наибольший спад предложения, как показал обзор рынка трамваев, пришелся на 2009 г.
Внутренний объем производства трамваев в период с 2008 г по 2012 год уменьшился в 3 раза. Конечно, главный фактор падения показателя - отсутствие спроса на трамваи, прежде всего со стороны отечественных транспортных предприятий. Убыточная тарифная политика муниципалитетов обусловила финансовую несостоятельность трамвайных предприятий и невозможность приобретения ими нового транспорта. Но обзор рынка выяснил, что в 2012 году в отрасли трамваестроения началось активное развитие сборочного производства, позволившего снизить цену продажи произведенного транспорта и сделать его более доступным для покупки. Данное нововведение в ближайший пятилетний период может оказать положительное влияние на динамику производства трамваев.
По оценкам маркетингового исследования, производство трамваев в 2013-2017 годах будет увеличиваться и в 2017 г достигнет 96 шт.В 2012 году в Россию ввезли 12 трамваев. В последние пять лет из-за рубежа поставляются только бывшие в употреблении трамваи, за исключением всего 2 единиц транспорта, импортированных в 2012 г. В условиях ограниченности финансовых ресурсов транспортные предприятия отдавали предпочтение более дешевым импортным трамваям, бывшим в употреблении, чем дорогостоящему новому транспорту, произведенному в России.
Спрос на трамваи в России формируется преимущественно за счет продаж на внутреннем рынке. В 2008-2012 годах, как показывает анализ рынка, объем продаж сократился в 3 раза, что повлекло снижение совокупного объема спроса. Так, в 2012 году данный показатель составил 95 шт.Экспорт трамваев из России с 2008 г по 2012 г также снизился более чем в 3 раза. По оценкам, в 2013-2017 гг показатель будет увеличиваться и в 2012 г достигнет 21 шт. Рост экспорта в этот период будет обусловлен соглашением между казахским трамвайным предприятием и российским вагоностроительным заводом на поставку 50 новых трамваев отечественного производства в Казахстан.
Если опираться на опыт Европы и Америки, то том вновь обратили внимание на трамвайные перевозки. Так, в Париже возродили трамвайную сеть, то же самое произошло и Лондоне. Открылась трамвайная линия в Канаде. Ведь трамвай – это экологически чистый вид транспорта, его можно удачно сочетать с пешеходной зоной. Поэтому хотелось, чтобы наши власти все-таки обратили внимание на этот вид транспорта, отдав ему должное уважение и подумав об экологической обстановке в городах.