Крупные ритейлеры захватывают аптечный рынок

2013-08-31 18:02:18 3376

Аптечный ритейл в России переживает сейчас сложные времена. И это прежде всего относится к региональным рынкам. Как выяснили аналитики в процессе проведения Маркетингового исследования рынка аптечного ритейла в России, за период с мая 2011 г. по апрель 2012 г. по России закрылось 25% мелких и крупных, сетевых, государственных, муниципальных и частных аптек. Основная масса закрытия пришлась на малые города. По данным анализа рынка оказалось, что участники рынка закрывались из-за невозможности оплачивать повышенные ставки страховых взносов. По данным Росздравнадзора, указанным в обзоре рынка аптек, в 28 регионах России на сегодняшний день ощущается нехватка аптек и аптечных пунктов.


Вместе с тем на место закрывшихся пришли новые игроки: вместо одиночных аптек начинают работать крупные сетевые игроки. И, например, в Москве в 90% помещений, освобождающихся из-под аптек, вновь открываются аптеки. Исследование рынка выяснило такой интересный факт: на рынке стрит-ритейла Москвы по обеспеченности аптеками впереди Центральный административный округ. Он характеризуется высоким потенциалом спроса на услуги аптек, в большей мере за счет жителей других округов и гостей Москвы, приезжающих в ЦАО по различным причинам. Так, в центре Москвы на 100 тысяч жителей приходится 40,8 аптечных учреждений. Первое место округ занимает и по показателю шаговой доступности аптек: в ЦАО на один квадратный километр территории приходится 4,6 торговых помещений под аптеки.

В российских регионах показатели, конечно, намного скромнее и представлены там, в основном, либо небольшие аптечные сети либо одиночные игроки рынка. Обзор рынка аптечного ритейла показал, что 79,6% всех розничных торговых точек сосредоточены в руках некрупных аптечных организаций, имеющих в своем составе до 10 торговых точек, и одиночным аптекам. Сетям, соответственно, принадлежит 21,4% рынка. Крупные сетевые аптечные ритейлеры: А5 Group, «Аптечная сеть «36,6», «Имплозия», «Ригла», «Радуга», «Доктор Столетов» и другие.

В аптечном секторе России понемногу растет объем продаж как в денежном, так и в натуральном выражении. Маркетинговое исследование приводит следующие данные: продажи дешевых лекарственных средств (менее 75 руб. за упаковку) сократились, а дорогих – (более 600 рублей за упаковку), наоборот, увеличились. Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении (в упаковках) увеличился всего на 1%.


Согласно государственной статистике, в целом с начала 2012 г. рост цен на медицинские препараты составил примерно 6,3%. Доля медицинских препаратов в общем объеме продажи продуктов питания и непродовольственных товаров осталась за год неизменной и составляет 3,5%.

Сейчас на российском рынке основной тенденцией аптечного рынка является открытие дискаунтеров. Едва ли не каждый крупный игрок аптечного сектора теперь имеет в своем арсенале аптеки, ориентированные на экономного потребителя. Кроме того, аптечные сети идут на развитие мультиформатности, при которой одна сеть объединяет в себе дискаунтеры, аптеки премиум-класса и люксовые аптеки. Дискаунтеры – не единственный новый формат на рынке аптечного ритейла: уже появились гомеопатические аптеки, аптеки для мам и детей, аптеки для кардиологических больных, диабетические аптеки. В Москве, например, компания A.v.e group запустила первую в России сеть luxury-аптек для VIP-посетителей. Аналитики рынка прогнозируют в исследовании, что война форматов продолжится, а аптечные сети будут постепенно выдавливать с рынка мелких игроков, которые тоже могут объединяться в целях сохранения своих позиций на рынке.