Словари говорят: «Эпатаж - скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила». Пиар-менеджеры заключают: «В любви, на войне и в пиаре все средства хороши!» Поддерживать эту позицию или нет – ваше право. Но, согласитесь, безграничной фантазии менеджеров по рекламе и PR, а также оригинальности их идей стоит отдать должное. Способов обратить внимание на свой бренд много.
Эпатируют публику многие. Дать единственно верную оценку проведенной кампании сложно. Уместность, корректность, результативность, да и личное отношение к происходящему играют большую роль. Безоговорочного «да» заслуживает только факт наличия реакции общественности. Она однозначно будет. Какой? Как отразится на бренде? Здесь действует золотое правило пиара - знай свою целевую аудиторию.
К игре на нервах общественности прибегают многие бренды. Основной составляющей провокации становятся сексуальные, национальные или шокирующие темы.
Автороллы
Скандальная пермская реклама 2010 года, спровоцировавшая сразу несколько судебных разбирательств – «Хочешь черного?». Баннер компании «Автороллы», рекламирующий продукцию из черного риса, висел на фасаде торгово-развлекательного комплекса «Колизей-Синема» около двух месяцев вплоть до 31 декабря 2010 года. Именно в этот период Уполномоченная по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина обратилась в прикамское УФАС с жалобой на оскорбительный характер рекламы.
18 января Пермское УФАС России признало эту рекламу ненадлежащей. За указанное нарушение предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере четырех тысяч рублей.
Но компания-заказчик не согласилась с решением суда и подала заявление на пересмотр дела. Результатом стало признание первого судебного решения правомерным.
Magali`s Gym«Второе рождение» в рекламе Magali’s Gym. Печатная реклама «Reborn» была выпущена в июне 2010 в Испании.
Мотивирующая, эмоциональная, возрождающая силы для борьбы за здоровое тело и здоровый дух. Слоган: «Мы доводим вас до предела, чтобы вы снова почувствовали себя живым».
Harvey Nichols«Попробуйте сдержать свое волнение» - говорилось в рекламе британского бренда Harvey Nichols. Компания разослала своим покупателям почтовые открытки, в которых сообщается о новой распродаже. Фотография говорит сама за себя. Большинство покупательниц оскорбились подобной выходной. Но рекламу заметили. Кто-то назвал её лучшей, кто-то худшей рекламой года. Сошлись в одном, назвав одной из самых провокационных.
Dior
Поистине эпатажная реклама Dior с участием Iggy Pop привлекла внимание многих. Фотограф Микаэль Янссон снял рок-звезду в образе дивы Dior. В разное время в рекламе бренда снимались самые эффектные женщины из мира моды и искусства. Среди них Элизабет Тейлор, Шарлиз Терон, Моника Белуччи, Ева Герцигова. В этот раз компания решила делать ставку не только на красоту :)
Rick Owens
В тему эпатажа, мужчин и моды. В начале 2015 года на своем показе в рамках Парижской Недели Моды модельер Rick Owens шокировал публику кроем туник, жакетов и накидок. Оригинальные вырезы игриво демонстрировали отсутствие нижнего белья на моделях, зрители удивленно следили за происходящим, а фотографы с азартом снимали эти пикантные моменты.
Кстати, это не первое дефиле, на котором особое внимание общественности вызывает именно демонстрация мужских достоинств. Ещё в 2005 году в Мадриде состоялся показ коллекции женских сумок, которую изящно презентовали голые мужчины-модели.
GucciО том, что увлеченность эпатажными выходками в работе присуща Tom Ford, знают все. Запомнился он не только знаменитой рекламной кампанией Gucci, с участием модели Carmen Kass, но и рекламой собственного парфюма. Видимо, эпатаж и Tom Ford не разделимы :)
Социальная рекламаСоциальная сфера использует эпатаж не менее активно. Если не сказать - более. Достаточно взглянуть на устрашающие билборды. Человеческая безответственность, вседозволенность, невнимательность оголяется в социальной рекламе. Глубокая идея заставляет задуматься, шокирующая подача - более эмоционально воспринять. Пожалуй, это самое благородное применение такого инструмента работы - как эпатаж.
Социальная реклама против превышения скорости на дорогах: "Убить ребенка, значит убить всю семью!"
Выразительная социальная реклама немецкого общества по защите животных, призванная обратить внимание людей на то, что по статистике каждые 60 секунд на нашей планете исчезает один вид животных.
Социальная реклама, посвященная бездомным детям «Если вы не поможете накормить их, тогда кто?»
Социальная реклама против домашнего насилия. Слоган: «Обращаться так с женщиной неприемлемо. Большинство мужчин согласны, но мало кто из них высказывается. Пожалуйста, будьте услышаны. Мужской голос - это эффективный способ изменить уничижительное отношение общества к женщинам».
Социальная реклама о жестоком отношении к детям. «Вы можете потерять нечто большее, чем ваше терпение».
Организация охраны труда Worksafe Victoria. Не игнорируйте требованиях технической безопасности.