17.02.2009

Реклама, нажми на тормоза

АКАР подвел итоги 2008 года

Вице-президент АКАР Владимир Евстафьев
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала главные цифры индустрии - объемы рекламного рынка в шести сегментах распространения: телевидении, печатных СМИ, радио, интернете (без учета контекстной рекламы), наружной рекламе и новых медиа. 

Согласно данным экспертного совета, за 2008 рекламный рынок заработал около 266 миллиардов рублей, показав прирост 17% к 2007 году. Цифры в целом оптимистичные, несмотря на то, что болезнь под названием "кризис" большинство сегментов успели подхватить в IV квартале.

Телевидение

Самым стабильными медиа на рекламном рынке остается телевидение. В 2008 году отрасль, чья доля в совокупных рекламных бюджетах превышает 50%, вырастет больше рынка - на 22%, а ее доходы составят 137,6 миллиардов рублей (с учетом НДС).

Директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео Интернешнл" (ВИ) Сергей Веселов не так давно оценивал IV квартал для телевидения как "нормальный" - рост по сравнению с IV кварталом 2007 года - 20% (планировалось - 27%). Несмотря на то, что не сбылись прогнозы ВИ о 24% росте рынка за год, сегмент продемонстрировал хорошую стрессоустойчивость, считают эксперты.

Пресса

Для самых традиционных СМИ - печатных - последний квартал 2008 года стал временем катарсиса. Убыточные журналы и газеты закрывались чуть ли ни каждый день. Отыгрались и на оставшихся сотрудниках - им инвесторы урезали зарплаты.

Хрестоматийный пример - сокращения в крупном печатном ИД B2B-Media ("Финансовый директор", "Индустрия рекламы", E-xecutive, Admarket.ru и др.). Там работником сначала не выплачивали зарплату, а потом просто не пустили в офис, сообщив, что издательский дом якобы продан неизвестному инвестору. После обращения в суд, Прокуратуру и Трудовую инспекцию ситуацию удалось сдвинуть с места, но рекламисты все равно потеряли свой индустриальный журнал.

Объем рынка печатных СМИ составил 57,6 миллиардов рублей (с учетом НДС), что на 11% больше, чем в 2007 году. По словам директора проектов ГИПП Ксении Шевниной, "даже некоторое снижение темпов роста рекламы, наблюдаемое в декабре, не оказало значимого влияния на общие показатели за год". А значит, замедление динамики прироста в прессе можно трактовать как гораздо более глобальную тенденцию. Кризис лишь обнажил раны отрасли.

Наружная реклама

В 2009 году реклама стала постепенно забывать дорогу на билборды, хотя негативные тенденции в "наружке" и раньше не были секретом для участников рынка. За 2008 год сегмент заработал 45,8 миллиардов рублей (с учетом НДС) и прирос на 13%. "Резкое сокращение заказов мы почувствовали еще в ноябре", - говорит один из участников рынка.

"В основном запланированные размещения продолжались, - констатирует ведущий специалист "ЭСПАР-Аналитик" Сергей Шумовский. - Но отказы все-таки были". В декабре прирост сегмента наружной рекламы был нулевым, а IV квартал в целом подрос не более чем на 3% по отношению к аналогичному периоду 2007 года.

Радио

Как и ожидалось, радийный рынок по итогам 2008 года ушел в минус, причем АКАР скорректировал ранее представленные цифры за 2007 год. В результате доходы радио упали на 6% и составили 14 миллиардов рублей (с учетом НДС) против 14,9% годом ранее.

"Мы почувствовали кризис еще в мае", - уточняет вице-президент по работе с клиентами вещательной корпорации "Проф-медиа" Олег Осташевский. Согласно данным Media Plus, осенью общее количество клиентов на радио даже подросло. "Вероятно, на рынок стало приходить больше рекламодателей с мелкими бюджетами", - замечают тенденцию в сейлз-хаусе.

Интернет

За время стагнации индустрии интернет успели назвать самым антикризисным медиа. И не зря: согласно подсчетам экспертов, объем интернет-рекламы в 2008 году увеличился почти вдвое по сравнению с 2007 годом и составил 7 миллиардов рублей.

Ранее свои исследования рынка интернет-рекламы представили два агентства. По данным Mindshare Interaction рынок медийной онлайн-рекламы заработал 5,8 миллиардов рублей (без учета НДС), а совокупный объем (вместе с контекстной рекламой) - 14,7 миллиардов рублей, показав рост 55%. Объем отрасли в 2008 году, по мнению AdWatch, составил 6,6 миллиардов рублей (без учета НДС и доходов от контекстной рекламы), что соответствует 35% росту по сравнению с 2007 годом.

Сегменты
Млрд. руб.
Прирост, %

2007 год
2008 год
 
Телевидение 112,5
137,6
22
Радио*
14,9
14,0
-6
Печатные СМИ
51,9
57,6
11
в т.ч. газеты
11,6
13,7
18
журналы
23,4
27,2
16

рекламные издания

16,9

16,7

-1

Наружная реклама
40,4
45,8
13
Интернет**
4,9
7,0
43
New media
3,1
4,5
45
в т.ч. Indoor-реклама
1,9
2,5
36
"неэфирное ТВ"
0,7
1,3
100
реклама в кинотеатрах
0,5
0,7
28
ИТОГО***
227,7
266,5
17

* - Данные по рынку радио за 2007 год скорректированы . Эксперты отметили, что публикуемые НАТ оценки радиорынка (15,7 млрд. руб в 2007 и 14,8 млрд. руб в 2008) не противоречат оценкам Комиссии. Разница в абсолютных величинах возникает из-за разницы методик оценки.
** - Данные по Интернет-сегменту даны без учета контекстной рекламы. Комиссия экспертов планирует в дальнейшем оценивать и контекстную рекламу в Интернет после отработки методики оценок.
*** - Результат скорректирован Sostav.ru (по данным АКАР - 228,5, 267, 18% соответственно)

Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Фото - Даниил Овчинников