Олег Нестеров
Композитор, продюсер
Музыкальный инструмент будущего — это смесь мобильного телефона и игрального автомата. Как и вся наша жизнь, это история не про шахматы, а про нарды: каждый раз мы кидаем кости, и все равно включаем нашу голову.
В каких сферах машины должны заменить человека?
Мы очень многого ждем от алгоритмов, с точки зрения служения человеку, и мы должны ждать. Потому что алгоритмы вполне могут помочь человечеству, например, в изобретении музыкального инструмента будущего. Когда-то, чтобы исключить лишние звенья в технологической цепочке производства музыки, появилась электрогитара. До этого момента на пути у музыки было очень много посредников: ноты, дирижер, который интерпретирует, 150 человек оркестра, которые тоже интерпретируют, звукозапись. В этой цепочке вдохновение уменьшается от бесконечности до нуля. И вот появился самый простейший инструмент, на котором может играть даже школьник – электрогитара. В результате сегодня музыку может записывать не только великий композитор, посвятивший полжизни игре на инструменте, но практически любой человек. До свидания, иерархическая пирамида: бог-композитор, дирижер, первые, вторые скрипки и – здесь черта – 500 человек в зале!

Сейчас музыка – это коллективный гений. И чем дальше, тем больше: мы не просто создаем музыку вместе, но мы делаем проекты вместе. Уверен, в сети должен появится новый музыкальный инструмент, чтобы несколько человек по всему земному шару могли одновременно вместе сочинять и играть музыку онлайн. Сейчас с этим есть ряд проблем, например, задержка при передаче звука. Музыкальный инструмент будущего — это смесь мобильного телефона и игрального автомата. Как и вся наша жизнь, это история не про шахматы, а про нарды: каждый раз мы кидаем кости, и все равно включаем нашу голову. И музыкальный инструмент будущего — это принудительное бросание костей, а человек уже будет принимать решение — хорошо или плохо.


Способен ли искусственный интеллект на настоящее творчество?
Природа творческого таланта мультипликативна. В ее основе лежат наш духовный опыт, наши способности и, собственно, среда «здесь и сейчас». Все это включается и либо искрит, либо нет.

Я как-то прочитал, что в 60-е годы кибернетики серьезно озаботились тем, что человек обрабатывает информацию следующим образом: по одному входу к нам идет информация, а по другому входу — наши чувства, и каждый принимает информацию по разным входам. Когда я говорю что-то, каждый из слушателей меня слышит иначе и все это записывает, интерпретирует по-другому. Машины не способны обрабатывать информационные потоки, как люди. Человек — это система, которая живет в контексте и сама по себе является контекстом. Каждый из нас представляет собой бесконечность, в том числе все эти бесконечные встречи и «невстречи» наших предков, прадедушек, прабабушек. И вот, мы на острие «здесь и сейчас» сидим на встрече бесконечностей, которые общаются между собой, да еще и с учетом контекста. Разве алгоритм на такое способен?

Ну и как вы понимаете, не художник выбирает тему, а тема выбирает художника. Художник — это дерево, а тема — молния, которая выбирает дерево с нужным потенциалом, поскольку это ее единственная возможность проявиться в нашем материальном мире. Молния не будет бить в машину, она будет бить в человека.
В чем особенность творческого процесса?
Я бы хотел сослаться на Александра Сергеевича Пушкина и его знаменитую пирамиду о природе творчества:

«О, сколько нам открытий чудных, готовит просвещенья дух» — в своей базе мы опираемся на самую большую плиту — наши знания, которые мы когда-то почерпнули и теперь ими обладаем.

«И опыт, сын ошибок трудных» — эта плита поменьше, мы не только знаем, но еще и что-то попробовали.

«И гений, парадоксов друг» — собственно, эта плита совсем маленькая, тот коэффициент нашей гениальности, который зависит не только от наших способностей, ген, хромосом, но и от нашего духовного опыта.

А вершина пушкинской пирамиды звучит так: «И случай, Бог изобретатель».

Если обратиться к истории, очень много веховых открытий, изобретений, сделаны абсолютно случайным образом. Когда человек, дойдя до предела своих человеческих возможностей, исчерпав весь свой запас знаний и опыта, призывает в творческий процесс «великого попутчика» — случай. Но «великого попутчика» мы можем впускать в творческий процесс только в момент абсолютной усталости. Можно сравнить это с «энергетиком»: если вы выпьете его не устав, он вам ничем не поможет. Так же если вы впустите случайность и случай в творческий процесс, не дойдя до предела своих человеческих возможностей, вы этот случай просто не заметите, он пройдет мимо вас.

В свою очередь, академик Павлов говорил про творчество как неотступное думание. Почему таблица Менделеева — во сне, почему на Ньютона упало яблоко? Потому что до этого было неотступное думание: сначала приходит идея, затем она включает тумблер — намерение эту идею как-то решить, воплотить, а дальше внутри и вокруг вас создается мощнейшее поле.

Любая случайность, мимо которой вы проходите и которая попадает в ваше поле, поляризуется, и ваша идея начинает отвечать на те вопросы, которые вы еще даже не успели себе задать. Каждый из нас видел хотя бы раз в своей жизни, когда проект или какое-то дело начинает складываться сам по себе и перед тобой фантастическим образом открываются все двери. По большому счету только так все и работает. Если не будет неотступного думания, мы не заметим решение: яблоко упало, а Ньютон сидит…
Рейтинг@Mail.ru