Оценка делового климата в России иностранным бизнесом возросла до значений предкризисного 2013 года

2018-02-06 12:42:16 1662

Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России за 2017 год

5 февраля 2018 года, г. Москва - По результатам исследования «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России», проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и FleishmanHillard Vanguard/КГ «Орта», число респондентов, отмечающих позитивную динамику предпринимательского климата, увеличилось практически в полтора раза и составило 33% (по сравнению с 23% в 2016).

Ежегодно РСПП проводит исследование, посвященное оценке делового климата в стране. С 2011 года в него включается блок, посвященный оценке деловой среды в России иностранными инвесторами, осуществляющими активную деятельность на территории страны. Этот блок организуется агентством FleishmanHillard Vanguard (Коммуникационная Группа «Орта»), ведущим консультантом в области стратегических коммуникаций в России.

Иностранные инвесторы в 2017 году отметили значительное улучшение делового климата – 33% респондентов отметили позитивную динамику предпринимательского климата в Российской Федерации. В прошлые годы показатель был существенно ниже – 23% в 2016 году и 6% - в 2015. При этом, доля пессимистической оценки снизилась более, чем в два раза и составила 22% опрошенных против 53% в 2016 году.

Александр Шохин, президент РСПП: «Прошедший год характеризуется растущими позитивными настроениями зарубежных компаний в отношении российского бизнес-климата, что показывает проводимое уже седьмой год совместными усилиями РСПП и FleishmanHillard Vanguard/КГ «Орта» исследование по оценке иностранным бизнесом деловой среды в России. Несмотря на отдельные проблемы, прослеживаются оптимистичные настроения зарубежных инвесторов в их оценке качества взаимодействия между органами власти и бизнесом.».

Елена Фадеева, генеральный директор FleishmanHillard Vanguard, президент Коммуникационной Группы «Орта»: «Оценка делового климата в России иностранным бизнесом выросла до значений предкризисного, 2013 года (22% негативно оценивающих деловой климат в 2017, 23% - в 2013 году, остальные – нейтральные или позитивные). Иностранные инвесторы оценивают бизнес климат в России как часть глобального рынка и проводят сравнение и анализ с другими странами и регионами, во многих из которых есть нестабильность или факторы неопределённости. Также исследование показало изменение приоритетов бизнеса по использованию различных инструментов для взаимодействия с органами власти – сокращение личных контактов до 76% в 2017 году по сравнению с 80% в 2016. При этом, ключевым инструментом взаимодействия респонденты назвали бизнес-ассоциации и отраслевые объединения – практически все опрошенные отметили данный инструмент (98% в 2017, 79% в 2016). Среди других важных инструментов – публичное и коллективное взаимодействие с представителями власти и местного самоуправления (47% и в 2017, и в 2016 году) и работа в составе консультативно-совещательных органов (31% в 2017, 30% в 2016)».

Исследование показало значительное снижение в вовлечённости иностранного бизнеса в региональные социальные проекты - доля компаний, которые оказывали помощь региональным властям снизилась почти на треть и составила 44% в 2017 году (60% в 2017 году). Основные направления для социальных проектов, реализуемых иностранным бизнесом, заключались в реализации молодёжных социальных корпоративных проектов (59% в 2017, 56% в 2016), обучающие программы для детей (57% в 2017, 56% в 2016). Реализация программ для работников компании, оставаясь одним из приоритетных направлений (59% в 2017), значительно ухудшила свои позиции по сравнению с прошлым годом (78% в 2016). В первую очередь это связано с тем, что компании гораздо активнее стали вовлекаться в участие в социальных программах, реализуемых федеральными властями – показатель вырос втрое по сравнению с прошлым годом (74% в 2017, 25% в 2016). Другие ключевые социальные программы в 2017 году, финансируемые иностранным бизнесом – это реализация собственных социальных и благотворительных программ (82% в 2017, 88% в 2016), финансирование через благотворительные фонды (78% в 2017, 50% в 2016) и участие в партнёрских госпрограммах совместно с госструктурами и НКО (68% в 2017, 38% в 2016).

Иностранные инвесторы позитивно оценили целый ряд ключевых направлений российской инфраструктуры, необходимой для ведения предпринимательской деятельности – средняя оценка выросла до рекордных за всю историю исследования 4,68 баллов из 7 возможных. При этом, в 2016 году оценка составила 4,34 балла. Так, лидерами в 2017 году стали такие направления как телекоммуникации (6 баллов в 2017, 5,5 баллов в 2016) и системы теплоснабжения (5,7 баллов в 2017, 4,8 баллов в 2016). Также высокие позиции заняли банковская система (5,1 балл в 2017, 4,4 балла в 2016), образовательные учреждения (5 баллов в 2017, 3,4 балла в 2016) и аэропорты (5 баллов в 2017, 5,4 балла в 2016)». Наибольшую положительную динамику продемонстрировало образование и автомобильные дороги (4,7 баллов в 2017, 3,5 баллов в 2016)

Также исследование отмечает, что аутсайдерами рейтинга в 2017 году стала доступная недвижимость (3,4 балла в 2017, 3,2 балла в 2016), при этом, сохранив положительную динамику. Все прочие направления, такие как биржи, системы водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, железные дороги, страхование, электросети и лизинговые услуги в целом оценивались респондентами выше среднего и составили не менее 4,1 балла.

Среди ключевых проблем, мешающих развитию предпринимательской деятельности в России иностранный бизнес выделил недостаток ключевых кадров, который вырос по сравнению с 2016 годом почти в 1.5 раза (67% в 2017, 47% в 2016). Другая крайне важная проблема, по мнению респондентов, это коррупция в органах власти – показатель вырос почти в 2 раза и составил 56% (против 35% в 2016). Уже несколько лет сохраняет высокие позиции фактор высоких административных барьеров (48% в 2017, 47% в 2016). Фактор политической неопределённости остаётся на существенно более низких позициях после пика 2014 года (82%) и в 2017 году составил 14% (29% в 2016).

Говоря о тех факторах, которые могут стимулировать ведение бизнеса на основе принципов социальной ответственности, респонденты отметили повышение прозрачности процессов (67% в 2017, 60% в 2016) и снижение налогов для ответственных предпринимателей (58% в 2017, 45% в 2016).

Исследование «Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России» проводится с 2011 года. Респонденты отвечают на вопросы о настроениях бизнеса, о деловой среде в России, ее перспективах и текущих проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Полученные результаты отражают срез мнений этих участников рынка по поводу текущего состояния предпринимательского климата и сравниваются с данными прошлогоднего исследования. Компании-участники опроса работают в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, энергетика, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовые услуги, недвижимость, сельское и лесное хозяйство, образование, здравоохранение и социальные услуги.

Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП) – общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов и объединяющая свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Предприятия, представленные в РСПП, производят в совокупности более 60% ВВП России. РСПП сегодня – это более 100 отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые сектора экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно-банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг.

FleishmanHillard Vanguard – крупнейшее международное PR-агентство в России, совместное предприятие, созданное российским агентством Vanguard PR с международной коммуникационной сетью FleishmanHillard Inc (Omnicom Group Inc). FleishmanHillard Vanguard является частью российской коммуникационной группы «Орта», одного из ведущих холдингов, который специализируется в области формирования и управления корпоративной и общественной репутацией, бизнес, бренд и социальных коммуникациях, взаимодействии с органами власти.