Последние дни года уходящего, как обычно это бывает, заставляют думать о том, как бы обеспечить по итогам года хорошие бонусы и премии работникам, а также повышенные дивиденды – собственникам.
Тем не менее, пребывая в рамках принятых учетных политик, руководители часто не используют старый классический способ «дозаработать». Я имею ввиду общеизвестный «дополнительный заказ». Приходится, к сожалению, признать, что это средство является настолько же общеизвестным, насколько и малоупотребительным. Самое трагичное (а, может, это просто случай гримасы избыточного профессионализма), что жертвой такой ошибки стала компания – ведущий системный интегратор, призванная в силу своей специализации внедрять методологии и программное обеспечение управления ресурсами клиентов (ERP-автоматизация).
Учетная политика приведенной компании-интегратора предписывает формировать себестоимость оказанных услуг по методу калькуляции «по полной номенклатуре затрат» или «калькуляция с полным распределением затрат». Это важный момент, на который, я, как бизнес-консультант, обычно обращаю внимание в первую очередь.
Что такое эта «калькуляция»?
"Калькуляция с полным распределением затрат" или "полная" калькуляция затрат является методом управленческого учета, применяемым для расчета себестоимости производства (или предоставления услуг) за период времени, оценки запасов готовых изделий и незавершенного производства, а также определения прибыли, получаемой предприятием за этот период.
Метод калькуляции с полным распределением затрат заключается в оценке продукции или услуг (и, следовательно, производства и запасов) путем прибавления приемлемой доли производственных накладных расходов (косвенных затрат) к прямым затратам производства продукции или услуги для получения полных или суммарных затрат на единицу продукции.
Причина постоянного применения метода калькуляции с полным распределением затрат в финансовом учете и его популярности в управленческом учете заключается в том, что он соответствует принципу начисления, применяемому в бухгалтерском учете.
Вкратце, принцип начисления констатирует, что затраты должны приводиться в соответствие с теми доходами, источниками которых они стали. Этот принцип применяется при калькуляции с полным распределением затрат для оценки запасов по полной себестоимости и, таким образом, сохранения полных затрат на производство продукции в балансе предприятия до тех пор, пока она не будет реализована. После продажи полная себестоимость продукции или услуги включаются в показатель себестоимости реализованной продукции в счете прибыли и убытков для приведения в соответствие с доходом, полученным от этой продажи.
Хотелось бы сразу обратить внимание на установленную жесткую связь между «управленческим учетом» и «принципы бухгалтерского учета». Причина такого пристального внимания состоит в том, чтоуправляющие стали подменять управленческий учет именно бухгалтерским. Хуже того, подчиняясь требованиям своих главбухов и экономя на привлечении квалифицированного финансиста, управляющие максимально приближают управленческий учет к налоговому учёту, а то и заменяют его!
Ну, резоны главного бухгалтера вполне понятны, ибо в подавляющем большинстве случаев, он (она) вынужден работать и за главного бухгалтера и за финансового директора компании. (О вреде такого совмещения я писал ранеенеоднократно). Соответственно, главбух просто минимизирует свои трудозатраты, и весь финансовый учет ведет сообразно налоговым регистрам, по которым он отчитывается в ИФНС. Значит, целью управленческого учета становится сдача налоговой декларации!
А ведение налоговых регистров требует закрепить, прежде всего, в учетной политике с целью налогообложения порядок формирования себестоимости реализованной продукции (работ, услуг). Учетная же политика неизменна в течение всего учетного периода и не предусматривает убыточной деятельности компании, что, впрочем, законно.
Но к чему приводит такая (налоговая) трактовка финансовых результатов деятельности компании?
Главный отрицательный результат – это искажение принципов и результатов финансового учета в компании. Это касается и сроков подготовки управленческой отчетности, и смысла финансовых показателей. В частности, становится неприемлемой задача принятия дополнительного заказа.
Весь смысл этой задачи состоит в том, что компании выгодно брать любой дополнительный заказ, если он отвечает следующим условиям:
1) Сумма продаж от дополнительно принятого заказа превышает сумму производственных затрат компании;
2) На дату принятия дополнительного заказа точно известно, что компания уже покрыла все непроизводственные (накладные) затраты, относящиеся к данному периоду.
Например: по состоянию на 15 декабря 20хх года управляющий получил отчет (см. таблицу ниже), в котором отражен предварительный финансовый результат работы компании за уходящий год. Этот результат показал, что в итоге выполнения этапов проектов получены акты выполнения работ, сумма продаж соответствует плановой, затраты покрыты. Однако очевидно, что работники останутся без премии, так как в течение года были допущены просрочки сдачи, и клиент воспользовался правом не выплачивать бонусы за срочность. С другой стороны, другой клиент готов разместить в компании дополнительный заказ на сумму, достаточную для выплаты годовых премий работникам. По оценке руководителя проектов, работы по этому заказу могут быть выполнены в срок не позднее 5-7 дней, что устраивает всех. Тем не менее, главный бухгалтер компании, рассчитывая плановую себестоимость работ в составе дополнительного заказа и применяя правила калькулирования с полным распределением затрат, сообщает управляющему, что данный заказ будет убыточен для компании, а потому его нельзя принимать. Парадокс: на рынке есть деньги, которых не хватает для выплат премиальных работникам и которые, по мнению главного бухгалтера, брать нельзя!
Проблема состоит в том, что бухгалтерский учет по РСБУ не допускает (при непосредственном отражении такой операции в регистрах) реализации продукции (товаров, работ или услуг), если цена реализации отклоняется более чем на 20%, а также – при изменении правил калькулирования себестоимости против описанных в налоговой (учетной) политики.
Читать далее: http://subscribe.ru/group/biznes-analiz-teoriya-i-praktika/7872361/