Самое мерзкое заимствование из английского, которое только можно себе представить. Ближайший аналог в русском языке - жаргонное "решала". И я бы сказал, у нас тут полный тупик.
Сама по себе такая профессия в нашей суровой реальности не существует, как бы красиво бизнес-тренеры, продающие воздух, ни хотели бы обрисовать ту "магию", которую они творят практически без затрат.
На самом деле, есть пара вполне себе каноничных понятий, определяющих термин «трабл-шутинг». Во-первых, есть такое troubleshooting skills, по сути - это навык решения проблем посредством не всегда стандартного подхода; понятие реинжениринга, которое подразумевает под собой комплекс действий, направленных на анализ, формализацию бизнес-процессов, их оптимизацию, сиречь решение проблем с применением новых технологий.
И если первое является непременным атрибутом любого специалиста, например, технической поддержки, то второе - вполне себе профессиональная деятельность. Только вот есть нюанс.
Бизнес-тренеры, которыми слишком много восхищаются, по моему мнению, все-таки продают воздух. Они находят лишь очевидные проблемы, внушают "общепринято оптимальные" концепции бытия и прочие поверхностные вещи.
А вот реинжениринг - это упорная работа целой команды. И в первые годы работы по специальности меня удивило вот что: работа по оптимизации бизнес-процессов чаще всего завязана была в 00-х на интеграцию информационных систем, в чем мне активно довелось принимать участие. Это были и Галактика, и Прогноз, и SAP R3. И хотя я работал в небольших коллективах, никак не мог получить полное понимание того, как происходил начальный этап всей деятельности по реинженирингу, этап анализа и формализации бизнес-процессов.
Более того, я даже не знал людей, которые бы этим вообще занимались. Надо ли говорить о том, что информационные системы были громоздкими и дорогостоящими? Сейчас документооборот, управление запасами и прочие бухгалтерии – это базовый набор и, благодаря компании 1С, вполне себе недорогой.
Однако много ли сегодня оптимальных бизнес-структур? Что пятнадцать лет назад, что сегодня, не существует комплексного подхода к деятельности предприятия, который бы мог увязать в единый детализированный процесс всю деятельность компании, поскольку это описание должно неизбежно включать в себя и внешнюю стреду и малоформализуемые факторы. И если переход к информационным системам был неизбежен тогда, равно как и сегодняшний бум на системы маркетинговые, от smm до b2b-бирж, то у меня снова возникает вопрос: а кто делает первоначальный анализ? Собственно трабл-шутинг, если не брать во внимание "магию" и байки про "нестандартное мышление", - это работа по анализу и внедрению новых решений. И если внедрение - вещь техническая и распространенная на рынке, то собственно научная деятельность по анализу проблем есть тайна за семью печатями.
У меня есть всего пара вариантов, которые могли бы объяснить эту ситуацию с точки зрения здравого смысла: анализ деятельности предприятия - это продукт деятельности студентов, аспирантов и прочих не чуждых экономической науке людей, так или иначе связанных с самим бизнесом, либо это та деятельность высококлассных бизнес-тренеров, которая просто недоступна именно моему взору, но очевидна для самого бизнеса.
Этот пост показывает один из подходов, метод прямого исследования, когда мы следуем по принципу «сделаем шаг 1, затем – шаг 2 и т.д.». Сразу отмечу, что это очень трудный и долгий метод. Ведь для того, чтобы показать нарушение логик и процедур, чтобы увязать смысл всего бизнеса и его отдельных частей, нужно пройти пошагово все информационное пространство, формируемое и окружающее этот бизнес. К сожалению, не каждый заказчик наделен необходимым терпением, чтобы дать возможность специалистам составить исчерпывающую картину.
Как же сделать работу (первичный анализ и аудит) эффективной и представить результаты работы заказчику, чтобы продолжить движение к заключению полновесного подрядного договора на выполнение всего комплекса реинжиниринга?
Ответ на этот вопрос лежит в той же плоскости бизнеса. А именно нужно просто понять, что любой бизнес – это инвестиционный процесс, куда направляются все ресурсы человека. Это и, в первую очередь, деньги, это и физические усилия, эмоции, затраты психики, совести (если она, конечно, была до того). Следовательно, оценка целесообразности проведения изменений должна быть проведена с использованием тех же критериев, что и при бизнес-проектировании и инвестировании, а именно – «затраты – прибыль», «страх – жадность».
В этом месте мне тут же задают вопрос: ну, хорошо, финансовые показатели можно оценить, а как оценить нефинансовые показатели?
Во-первых, берусь доказать, что всё имеет финансовые последствия. Абсолютно всё! Другое дело, что не все умеют, в силу собственного опыта или профессиональных компетенций, эту связь обнаружить и, что называется, «окешить».
Во-вторых, мерилом успешности бизнес-проекта является не столько количество денег, сколько получение предпринимателем ощущения успеха, победы, комфорта, социального благосостояния, своего места в обществе. Деньги, в таком случае, являются только лишь одним из индикаторов. Другим показателем, который считаю чрезвычайно важным, является свобода. Свобода фактическая, а не только юридическая.
Вот отталкиваясь от этого понимания, можно подобрать и «ключик» к заинтересованности заказчика в результатах работы бизнес-аналитиков, а им, в свою очередь, найти самые критические точки бизнеса, самые рисковые нарушения регламентов и законодательства.
Этот метод называется «Jail Prevention». Народ сейчас образованный и сразу поймет, о чем речь. Да-да! Именно, предупреждение ограничения свободы.
За всей искусственностью данного подхода, как и, впрочем, даже его названия, прячется сермяжная правда «от сумы да от тюрьмы…». Ну, а жизненные реалии таковы, что в погоне за «эффективностью», «оптимизацией», «рентабельностью» можно очень легко перешагнуть черту чрезмерных рисков. И тогда придется либо откупаться (вот вам, кстати, и прямая связь между нефинансовыми показателями и деньгами), либо потерять бизнес, либо вообще «присесть», пусть даже и условно, пусть даже и в режиме «домашнего ареста» и прочих «смягченных видов наказания».
Пример из жизни. Оптимизируя издержки на производство, предприниматель отменяет мероприятия по обеспечению безопасности производства для персонала. Раньше это называлось производственной техникой безопасности (ТБ). Так вот, в результате отсутствия предупредительных действий, соответствующих инструктажей и тестирования персонала в части ТБ, из-за отсутствия технических решений, призванных предупреждать производственный травматизм, один из работников лишился половины кисти руки. И тут впору вспомнить о
И таких примеров – великое множество.
Следовательно, задача бизнес-аналитика состоит в том, чтобы как можно раньше обнаружить риски серьезных последствий нарушений бизнес-процессов не только для подчиненных (о чём, кстати, наши предприниматели вообще не заботятся), но и для самих «капитанов бизнеса».
А обнаружить эти риски можно только при условии полного аудита бизнес-процессов.