9 сентября в России отмечается день дизайнера-графика. Эта профессия привлекает романтикой творчества выпускников школ. Работа дизайнеров для многих загадка, наполненная идеями, творением, креативом и неограниченным полетом мысли. Но действительно ли границ для творческого полета не существует, или бизнес диктует свои условия? Каковы на самом деле прелести и сложности работы дизайнеров? Чем они живут и за что любят свою работу? Обо всем этом я побеседовала с арт-директором креативного агентства "Сфера влияния" Антониной Горчаковой.
Антонина, вы много лет в посвятили дизайну. Прошли путь от младшего дизайнера до арт-директора креативного агентства. Насколько ваша профессия влияет на вашу жизнь и мировосприятие?
Действительно, я в профессии уже порядка десяти лет. Начинала еще на старших курсах ВУЗа младшим дизайнером в дизайн-студии при типографии, работала, развивалась, набиралась опыта. Последние 4 года я занимаю должность арт-директора. Безусловно, мое сознание и ощущение реальности формировалось под влиянием специфики профессии. Ведь графический дизайн — это не та сфера, где можно уйти с работы и перестать быть дизайнером, полностью выкинуть из головы все задачи и отключиться. Проекты, которые находятся в активной стадии разработки, я проживаю круглосуточно. Автоматически изучаю профессиональным взглядом все проявления графического дизайна, которые мы встречаем повсюду — на улицах, в рекламе, в витринах, на полках магазинов. Подмечаю ошибки, беру на заметку какие-то приемы, анализирую удачные решения. Я очень ратую за грамотную верстку текстов, поэтому испытываю почти физический дискомфорт, когда замечаю непарные кавычки или дефис вместо тире, чем грешат многие неопытные дизайнеры. Раньше я могла купить товар из-за красивой упаковки, но сейчас меня уже не так просто удивить.
Меняется ли с годами работа графического дизайнера, благодаря постоянно развивающимся технологиям?
Сложно ощутить кардинальные изменения, постоянно находясь в процессе. Я начинала работать в Adobe Photoshop 5.5, с тех пор вышло более 10 версий. Программное и техническое обеспечение с каждым годом становятся все более совершенными, предоставляют больше возможностей для визуализации. Однако суть работы от этого изменяется мало. В основе всегда лежит эмоция и идея. Все остальное лишь средство для ее воплощения.
Каждый ли человек с хорошими художественными способностями может стать дизайнером? Иначе говоря, какими профессиональными качествами должен обладать дизайнер, помимо умения хорошо рисовать?
В профессии дизайнера умение рисовать — это один из базовых навыков, но не единственный необходимый. Если у человека есть желание именно рисовать, то ему лучше выбрать специальность иллюстратора или станкового художника. Дизайнер обязательно должен обладать способностью к анализу и логическому мышлению — это необходимо для того, чтобы заниматься брендингом и создавать грамотные рекламные макеты. Необходимо быть в какой-то мере психологом, чтобы прогнозировать какое воздействие на зрителя произведет тот или иной визуальные образ. Обязательно нужно развивать в себе чувство трендов. Сейчас, когда все очень быстро меняется, это особенно актуально. Хороший вкус — одно из важнейших качеств для дизайнера, но я не берусь сказать, возможно ли этому научиться. Способности к самообучению и постоянному развитию, умение общаться с заказчиками, ответственность, пунктуальность — список можно продолжать. В профессии дизайнера важно понимать, что это не чистое творчество, а работа над конкретными задачами. Нужно быть в состоянии не только генерировать прекрасные идеи, но и достойно воплощать их в рабочем ритме.
Может ли дизайнер быть командным игроком? Насколько естественно для дизайнера "творить" в коллективе со своими коллегами, работая над одним проектом?
Есть два типа дизайнеров — одни предпочитают работать в агентствах и студиях, другие — парить в свободном полете. Я отношусь к первому типу и вижу в работе в коллективе ряд преимуществ. Окруженный профессионалами человек вынужден постоянно расти. Когда несколько дизайнеров делают варианты одного и того же логотипа или упаковки, между ними всегда есть негласное соревнование — чей макет выберет заказчик? Это не дает расслабляться и стимулирует. Кроме того, дизайнеры в коллективе постоянно обмениваются навыками, показывают друг другу новые технические приемы, делятся профессиональными новостями. Иногда в работе бывает очень полезен «свежий взгляд» и совет коллеги. Работа в коллективе мне кажется более плодотворной, ритмичной и активной, чем индивидуальное творчество.
Что вам больше всего нравится в вашей работе и есть ли у вас профессиональная мечта?
Самый большой плюс моей работы — возможность увидеть, а иногда и потрогать конечный результат. Безумно приятно встречать на полках магазинов товары в упаковке, которую разработала я. Очень радостно видеть, что кампания активно использует «мой» фирменный стиль. Кроме того, сотрудничая с различными кампаниями, для лучшего изучения потребностей я углубляюсь в сферу их деятельности. За годы работы я успела узнать множество интересных подробностей о самых разных производственные процессах от изготовления мороженного до выращивания растений. Для меня это уникальная возможность «попасть за кулисы». Мне очень нравится общаться с профессионалами из различных отраслей, это здорово расширяет кругозор.
Моя профессиональная мечта — это, как ни странно, стабилизация экономической ситуации в России и в мире. Финансовые кризисы, ставшие регулярными каждые 3-4 года, зарубают на корню многие бизнес-проекты. Мне бы хотелось, чтобы у наших клиентов дела шли как можно лучше, и мы вместе с ними создавали по-настоящему интересные, красивые и успешные бренды.
Антнина, благодарю за интресную беседу! Успехов вам в творчестве и в жизни!
Беседовала журналист Ирина Паюсова