Хорошо, когда все складывается хорошо. Получив задание, ты фонтанируешь идеями, отбрасываешь самые безумные (точнее откладываешь для подходящего случая), выбираешь наиболее релевантные для решения поставленной задачи — и далее по отработанной схеме. Другое дело, когда твой мозг отказывается выдать нечто свежее, новое, даже если ты прибегнул к своим проверенным, сакральным практикам: не помогают ни стояние на голове под ледяным душем, ни созерцание бурных потоков полноводной весенней реки, ни любимое экспериментальное техно из сэмплов поющих в лесу. Поиск новых концептов превращается в сущую пытку и хождение по замкнутому кругу. Выйти из творческого ступора можно с помощью специальных техник генерации новых идей. Предлагаем вашему вниманию 10 самых «рабочих» и проверенных временем!
1. Шесть шляп
Автор Эдвард де Боно
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
2. Списки Киплинга и Осборна
Эти методы обычно используют в том случае, когда процесс поиска идей зашел в тупик. Списки Киплинга и Осборна — это перечень вопросов, ответ на которые позволяют взглянуть на поставленную задачу под другим углом зрения.
Список Осборна: Есть ли другое применение? Можно ли адаптировать? Как изменить? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переставить? Сделать наоборот? Совместить?
Список Киплинга: Что? Почему? Где? Когда? Как? Кто?
Эти списки можно расширить уточняющими вопросами в зависимости от сферы применения. Использовать этот метод лучше для анализа уже имеющихся идей с целью их доработки и улучшения. Таким образом, применение списков Киплинга/Осборна может дополнять любой другой метод генерации идей.
Благодаря всем этим техникам генерации идей можно сначала придумать много идей, затем их упорядочить, откинуть лишние, подобрать нужные для твоей аудитории, проверить и усовершенствовать. И действительно, правильные идеи очень важны важны, и с другой стороны — надо уделять время на их создание. Например, очень интересным и полезным может стать попытка использования метода «персон». Он очень помогает в работе с заказчиками. Ты начинаешь понимать, какая информация тебе нужна о брифе и можешь задать правильные вопросы.
3. Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
4. Синектический штурм
Модификация метода мозговой атаки. Преимущественно дает возможность отыскать наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. Отличается лишь организацией работы творческой группы, собранной для решения конкретной задачи («синектика» — объединение разнородных элементов). Элементы критики допустимы. Обязательно выполнение четырех приемов, основанных на аналогиях:
- прямая аналогия («А как решаются проблемы, сходные с данной?»);
- личная аналогия или эмпатия («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать с его точки зрения»);
- обобщающая аналогия («Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе»);
- символическая аналогия («Как бы эту проблему попытался решить маршал Ворошилов, Бен Ладан, Иванушка-дурачок?» Призовите себе в помощь любого исторического деятеля или сказочного персонажа)
Этот метод может показаться сложным для понимания, ведь он состоит в конструировании, моделировании ситуации, где поиск идей направлен на совершенствование процессов, которые уже функционируют или создание на их основе новых изобретений и сервисов. Этот метод имеет четыре составляющих, которые тесно связаны между собой:
идея-назначение [ourpose]
идея-результат [outcome]
идея-процесс [process]
идея-функция [function)
Идея-назначение — это вопрос, какая актуальная проблема, а идея-результат — способ ее решения. Когда мы знаем эти две составляющие, то можем сфокусироваться на улучшении или изобретении процессов и функций, благодаря которым поставленная проблема может быть решена еще лучше.Пример из истории — пенициллин. Когда был открыт пенициллин (идея-результат) в естественных условиях, стало ясно, что он способен убивать бактерии в организме человека (идея назначение), что позволило медицине подняться на существенно новый уровень. Но синтез-пенициллина (идея-функция) в искусственных условиях был достаточно сложной задачей. Понадобилось 10 лет, чтобы массовое производство пенициллина (идея-процесс) было налажено.
Пример удачного применения инженерного подхода — мобильный телефон.
идея-назначение — Как общаться с людьми на расстоянии?
идея-результат — телефон
идея-процесс — телекоммуникационные сети, обмен данными, радиоволны, собственно мобильный телефон
идея-функция — мобильная связь
Обмен данными, телекоммуникационные сети, телефонная связь — существовали уже много лет, пока потребность в общении между людьми на расстоянии (идея-назначение) по телефону
(идея-результат) ни была переосмыслена.
Поэтому данный метод имеет большой потенциал в умелых руках и требует осмысленной и внимательной работы.
6. Персоны
Этот метод заключается в том, что мы «представляем» конечного потребителя продукта или сервиса (именно для тестирования последних этот метод больше и используется). Подобная техника позволяет получить в то же время совершенно новые идеи и посмотреть на проблему (задачу) глазами конечного потребителя. Алгоритм этого метода можно кратко записать так:
- создать конкретные персоны (пол, возраст, сфера деятельности);
- определить цели каждой персоны;
- определять их действия;
- определить приоритетные действия;
- объединить их в единый концепт.
Когда мы определяем приоритетные действия вымышленных персон, задача состоит в том, чтобы объединить их в один рабочий концепт. Этот процесс и создает пространство для новых идей. Например, перед нами стоит задача создать мобильное приложение о заведениях Санкт-Петербурга. Мы придумываем два персонажа, которые ходят в кафе. Первая персона — это парень в возрасте 25-и лет, для которого важно попасть в место, где нет туристов и можно отдохнуть в спокойной атмосфере. Вторая персона — это женщина 50-и лет, которая заботится о своем здоровье и ищет заведения, где можно заказать диетическую пищу. Поэтому в приложении следует объединить информацию о количестве людей в кафе в режиме реального времени с детальным описанием меню, которое удовлетворит различные группы людей.
7. Техника произвольно выбранных слов
Суть метода заключается в случайном, наугад, выборе слова. Это легче всего сделать, просматривая газету. Откройте какую-нибудь страницу и, не глядя, водите по ней рукой, пока не решите остановиться. Слово или изображение у вашего пальца и есть ваш произвольный выбор. Если палец остановился на фотографии, используйте название фрагмента, которого вы коснулись. Если, например, на фотографии изображен человек, и ваш палец лежит на его плече, возьмите слово «плечо». Данный метод позволяет очень быстро (буквально за несколько минут) выстроить ассоциативный ряд, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи и даже новой парадигмы. Описанная техника также обладает тем преимуществом, что задает сразу несколько различных творческих сюжетов и направлений для исследования. Кстати, рок-икона Дэвид Боуи (David Bowie) руководствуется сходными творческими принципами при создании своих песен, когда вырезает слова из газетных заголовков и потом объединяет их в произвольном порядке.
8. Ментальные карты
Автор Тони Бьюзен
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
9. Метод фокальных объектов
Автор Чарльз Вайтинг
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
10. Морфологический анализ
Автор Фриц Цвикки
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
Эти способы активизировать свое (под)сознание помогут вам в поиске и генерации новых, оригинальных и нестандартных идей. Почему мы в этом так уверены? Да потому как время от времени у нас, как и у всех людей творческих профессий, бывает, что «мысль не идет», хоть ты тресни. И тогда на выручку приходят описанные выше техники. Благодаря такой «гимнастике для мозга» зачастую в головах специалистов агентства маркетинговых решений STEM и случаются ошеломительные озарения, которые позже становятся основой для наших крутых проектов, рекламных кампаний и мероприятий. Словом, проверено и испытано на себе: это работает!
http://stem-a.ru/