Реклама на транспорте. Какая она сегодня? Яркая, креативная, технологичная. А соответствует ли она законодательству? Как сегодня появляются макеты для транзитной рекламы? В начале века клиенты, в основном, заказывали разработку макетов дизайнерам подрядчиков, которые эту рекламу размещали на транспортных средствах (автобусах, троллейбусах, трамваях, автомобилях).
Последнее время все чаще и чаще макеты предоставляет клиент, а подрядчики по размещению занимаются только адаптацией макета клиента к различным маркам, например, автобусов, которые будут задействованы в рекламной кампании.
К этим рассуждениям нас подтолкнули последние публикации в блогах о транзитной рекламе, и, в частности, статья агентства TMG «Реклама на транспорте рулит…годами!» от 25 марта 2015 г. Ссылка на оригинал: http://www.sostav.ru/blogs/27659/16907/.
Мы попросили прокомментировать рекламу на транспорте юриста, партнера коммуникационного агентства «Аделитас», Екатерину Валиулину.
Вопрос:
Что надо учитывать при размещении рекламы на транспорте?
Ответ:
Размещая на транспорте информацию, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к товарам и услугам, поддержание интереса к ним и продвижение на рынке, необходимо соблюдать ФЗ «О рекламе», в котором предусмотрены как общие требования к рекламе и рекламе на транспортных средствах, так и специальные требования, относящиеся к рекламе отдельных видов товаров, работ и услуг.
Вопрос:
На любых транспортных средствах можно размещать рекламу?
Ответ:
Закон разрешает размещение рекламы на любых видах коммерческого и общественного транспорта, при условии их целевого использования и устанавливает запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Также к рекламе предъявляются требования, согласно которым, при ее размещение на транспортных средствах, она не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движение, и должна соответствовать иным требованиями технических регламентов (ст. 20 ФЗ «О рекламе»).
Вопрос:
Что можно сказать о транзитной рекламе, представленной в статье «Реклама на транспорте рулит…годами!»?
Ответ:
Рассматривая данную рекламу с точки зрения соответствия ФЗ «О рекламе», рекламодателям необходимо обратить внимание на следующее.
Реклама Totogroup.
Из видимой на фото части рекламы следует, что речь идет о продвижении дистанционной торговли (интернет-торговли), при этом отсутствует указание на офф-лайн магазин. Закон о рекламе предусматривает особые требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продаж - так в рекламе должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (ОГРН); фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) (ст. 8 ФЗ «О рекламе»). На фото рекламы Totogroup вышеперечисленной информации мы не видим.
Реклама лекарственного препарата Брал.
При размещении рекламы лекарственных препаратов необходимо помнить, что законом допускается реклама только безрецептурных препаратов. В указанном случае, данное требование соблюдено, «Брал» является безрецептурным лекарственным препаратом. Кроме того, согласно ст. 24 ФЗ «О рекламе» обязательным условием при размещении рекламы лекарственных препаратов является сопровождение такой рекламы предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Объем такого предупреждения составляет не менее 5 % рекламной площади (рекламного пространства). На фото данное предупреждение отсутствует.
Реклама скидочной акции, проводимой магазином Дочки-сыночки.
Распродажа, скидки и прочие акции, подпадают под понятие стимулирующих мероприятий в смысле ФЗ «О рекламе». В соответствии с ст. 9 закона, реклама о проведении стимулирующих мероприятий должна содержать информацию о сроках проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения и прочее. На фото информацию о сроках, организаторе акции и правилах проведения мероприятия мы также не видим.
Вопрос:
Мы надеемся, что все необходимые по законодательству требования к рассмотренной рекламе соблюдены, и необходимые предупреждения и сведения находятся на других бортах автобусов, которые мы не видим на фото. А если их нет вообще?
Ответ:
Не соблюдение требований, предусмотренных ФЗ «О рекламе», является основанием для привлечения к ответственности. Контроль рекламной деятельности осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
Судебная практика по вопросам нарушения законодательства при размещении рекламы на транспортных средствах в настоящее время формируется, но имеющиеся решения приняты не в пользу рекламодателей (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.03.13 г. по делу №Ф03-480/2013, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.14 г. по делу №А36-3667/2013).
Вопрос:
Кто несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе?
Ответ:
Ответственность по всем вышеперечисленным составам несет не только рекламораспространитель, но и рекламодатель.
Вопрос: Какие выводы можно сделать из вышеизложенного?
Ответ:
Рассмотренные случаи рекламы наглядно демонстрируют необходимость проведения правовой экспертизы макетов рекламы до их размещения на транспорте.
Справка.
Юристы коммуникационного агентства «Аделитас» готовы проводить оценку правовых рисков при проведении Вами рекламных мероприятий, юридическое сопровождение от подготовки договоров до представления Ваших интересов в судебных делах. Екатерина Валиулина имеет опыт работы в области правового регулирования деятельности СМИ и рекламы более 15 лет. Длительное время работала в ИД «Коммерсантъ», сотрудничала с Газпром Медиа, «Новой газетой».
Коммуникационное агентство «Аделитас»
+7 (495) 506-36-46