В статье Н.Дмитриева "Морская выставка в Москве", опубликованной в Морском вестнике в 1908 г., приводятся интересные данные об участниках и экспонатах первой Морской выставки, мнение о ее рекламе и PR.
"Лига обновления флота, устраивая свою московскую выставку, задалась проектами гораздо более широкими, чем только ознакомление рынка с необходимыми для Морского ведомства изделиями.
Основная задача Лиги была патриотическая - возбудить в населении центральнейшего из русских городов широкий интерес к морскому делу, дотоле там совершенно неизвестному и мало любимому. Вероятно, именно из патриотических целей. Лига и не старалась особенно указывать на те слабые стороны постановки военно-морского дела у нас, которые будучи прекрасно известны морякам, не были в достаточной степени оттенены на выставке. Именно в широких массах, вовсе не знакомых с делом, должно было получиться такое впечатление, как будто у нас в России все обстоит благополучно: есть и судостроительные и машиностроительные заводы, прекрасно поставлено военно-морское образование и сделано все возможное для воспитания и обучения нижних чинов; конечно, специалистам прекрасно известно, насколько все это достигнуто в действительности. Выставочный комитет осторожно избегал сопоставлений русских данных хотя бы, например, с английскими или немецкими, чтобы ясно не подчеркнуть того действительно жалкого положения, в котором мы на самом деле находимся.
Недостатком выставки именно с выставочной точки зрения являлось отсутствие помпезной торжественности, которою так удачно умеют поражать зрителя иностранные выставки и которая, вызывая вокруг себя преувеличенный газетный шум, делает материальный успех выставки обеспеченным. Причина этого недостатка торжественности, конечно, тоже чисто русская - наша бедность; и то приходилось удивляться, как это Лига с ее поистине нищенскими средствами могла устроить те декорации, которые можно было видеть, в Манеже. Впрочем, значительную долю материального неуспеха выставки надо отнести еще и к отвратительной погоде, сделавшей в течение 2 месяцев почти что невозможным посещение увеселительного сада при выставке.
Сильное запоздание с открытием, происшедшее главным образом благодаря казенным учреждениям, поздно отправившим свои экспонаты, тоже не содействовало успеху выставки,
И на самом деле, на выставке были представлены все 14 перечисленных отделов (кроме, впрочем, воздухоплавания, насколько мы заметили), но далеко не одинаково полно: лучше других были представлены морские двигатели и учебная часть (особенно в технических учебных заведениях Морского ведомства) и различные отрасли промышленности, имеющие отношение к морскому делу; особенно слабо - история флота и рыболовство; последнее, если не считать нескольких витрин консервных фабрик, отсутствовало совершенно, подобно воздухоплаванию. [...]
Первый, ближайший к выходу киоск - Лиги обновления флота, в котором были собраны пока еще малочисленные труды членов Лиги и просто любителей морского дела по вопросам о реформах и желательных нововведениях в русском военно-морском деле. Налево от последнего киоска расположился большой отдел Русского общества пароходства и торговли, выставившего несколько моделей своих грузовых и пассажирских пароходов, изделия мастерских обществ в Одессе и модели больших механизмов, исполненные учениками низшего технического училища, устроенного обществом тоже в Одессе.[...]
Добровольный флот, витрины которого поместились в самой центральной части Манежа, напротив, помимо нескольких моделей и многочисленных фотографий дал и целый ряд других экспонатов, характеризующих условия жизни на судах Добровольного флота и вообще деятельность, этого полуказенного учреждения. Общество, составляя свой отдел для выставки, с особым вниманием разработало те данные, которые рисуют условия перевозки эмигрантов и переселенцев - одна из главных отраслей деятельности флота до постройки Сибирской железной дороги и предполагаемый центр тяжести деятельности общества и случае упрочения и дальнейшего развития американской его линии. Добровольный флот выставил все то, что эмигрант получает в свое распоряжение или пользование с того момента, как он вступает на палубу парохода общества: тут и подвесная или постоянная патентованная койка уборного тина с матрацами, служащими не только для спанья, но и для спасения при кораблекрушении; набрюшники и подушки, служащие для той же цели; все столовое снабжение эмигрантов - миски, чайники, тарелки, ножи, вилки, ложки, шкапики для хранения всей этой посуды; судовые аптеки и все приборы, необходимые для оборудования докторских кабинетов, лазаретов и аптек на судах. Среди других экспонатов общества интересны: пушка очень небольших размеров и совершенно особой конструкции, для передачи с судна, потерпевшего у берегов аварию, на берег тонких спасательных линей, делающих возможным передать затем и более толстые спасательные тросы: стальной 12-весельный спасательный катер, непотопляемый благодаря устроенным вдоль бортов воздушным ящикам и снабженный всем необходимым снабжением и вооружением до последней мелочи; модель патентованного устройства системы Милля для быстрого и удобного спуска на воду спасательных шлюпок на откидывающихся шлюпбалках.
Вдоль среднего прохода, делящего Манеж на две половины, расположились главным образом весьма интересные экспонаты наших крупных судостроительных, машиностроительных, орудийных, броневых и других, имеющих отношение к морскому делу заводов. Первым от входа - с правой стороны расположился отдел Франко-Русского завода( бывшего Берда) в Петербурге, представившего среди других экспонатов таблицу - историческую справку о судах и машинах, построенных на этом заводе, всегда находившемся в самых оживленных сношениях с Морским ведомством: из этой таблицы можно видеть, что завод строил стальные пароходы, правда сравнительно небольшие, и судовые машины довольно значительных размеров еще во время императора Николая Павловича. [...]
Рядом с Франко-Русским отделом поместились экспонаты машиностроительного завода Густава Листа в Москве, единственного, как кажется, завода московского района, исполняющего крупные заказы Морского ведомства на предметы механического снабжения для флота. Давнишнею специальностью Г. Листа являются насосы, и он почти исключительно их и экспонировал на выставке. Помимо чистой и аккуратной работы, которою отличаются насосы Листа, им принадлежит, по сравнению с другими русскими насосными заводами, еще и то большое преимущество, что насосы эти минимальны по весу - одно из главных требований, предъявляемое к механизмам, устанавливаемым на судах, особенно военных. Лист экспонирует также и вполне собранное по патенту члена Морского технического комитета инженера Ильина турбинное устройство для откачивания воды из судов; и этой последней системе, остроумной по идее и очень простой но устройству, сложные электротурбины, служившие для откачки поды и приводившиеся в движение боящимися сырости электромоторами, заменены обыкновенными турбинами, действующими при помощи струи воды, сжатой до давления в 8-12 атмосфер. Если мы не ошибаемся, предложенная г[осподином] Ильиным система уже нашла себе и первое довольно широкое применение на строящихся на Адмиралтейском судостроительном заводе крейсерах Баян и Паллада.[...]
Министерства как самостоятельные единицы выступили в двух отделах: Министерство торговли и промышленности - в отделе портов и положения торгового мореплавания и Морское министерство - в отделе морских карт и инструментов и гигиены и жизни на морских судах. [...]
Экспонаты, рисующие постановку учебного дела высших и низших чинов военного флота, уже находящихся на действительной службе, довольно многочисленны.
Первыми от входа рядом с витринами Путиловского завода расположились - Минный офицерский класс и Минная школа для низших чинов в Кронштадте и Учебно-минный отряд Балтийского флота. Экспонаты последнего возбуждали постоянный интерес публики, так как этим отрядом была представлена мина Уайтхеда образца 1908 г. в разрезе, причем особо назначенный нижний чин давал все необходимые указания, а 2-3 раза в день производил даже все необходимые для снаряжения и пуска мины в ход манипуляции; тем же отрядом был выставлен и собранный минный аппарат работы завода Лесснер; последний завод, несмотря на постоянно получаемые им от Морского ведомства заказы, от участия в выставке, по-видимому, отказался, равно как С.-Петербургский металлический завод, экспонатов которого мы не заметили.
Интереснейшим экспонатом Минного офицерского класса в Кронштадте явилась наглядно представленная история изобретения А.С. Поповым беспроволочного телеграфа, начиная от примитивного типа регистратора гроз и кончая усовершенствованным типом телеграфа образца 1907 г., изготовляемым в настоящее время специальною мастерскою Морского ведомства в Кронштадте. В противоположном конце Манежа, на расстоянии около 150 сажен от экспонатов Минного класса, расположена вторая станция беспроволочного телеграфа, и несколько раз в день комиссаром выставки инженером В.П. Михайловым производятся демонстрации беспроволочной передачи депеш из одного конца Манежа в другой. [...]
Таким образом, можно видеть, что хотя вся выставка и довольно скромно выполнена, далека от исполнения во всей широте задуманной программы, но все же она вполне в состоянии дать хотя бы и не детальный, но всесторонний ответ на важнейшие современные вопросы по военному и торговому морским делам."
С 19 по 21 мая в Москве в ВК "Гостиный двор" пройдет V Международный Форум "Морская индустрия России".
Коммуникационное агентство "Аделитас" приглашает в эти дни посетить морскую выставку 2015 г., которая является частью форума.