Индустрия видеопродакшена и как выбрать студию для реализации видеопроекта?

2015-07-02 13:32:43 7784

Коллеги, хочу поделиться с вами выводами по работе в сфере видеорекламы и видеопроизводства (работаю в студии Spotmakers).
У нас частно спрашивают, как выбирать, что делать, почему вообще это важно?
Разумеется, самый главный косяк заказчика это непонимание рынка. Семь из десяти заказчиков даже не знают чего они хотят и приходится их направлять, давать советы и подстраиваться под их задачи.
Ниже я приведу краткий обзор индустрии и дам советы о том, как выбрать студию исходя из поставленных задач.

С тех пор, как в середине 20 века мир (состоящий, правда, тогда еще только из четырех тысяч телевизоров) впервые увидел видеорекламу, индустрия видеопроизводства перестала быть только инструментом. Видеопродакшн (видео продакшн) сегодня — это искусство, коммерческий механизм, развлечение и даже социальный регулятор. Ежедневно видео в интернете просматривают миллиарды раз, тысячи фильмов рождаются каждую неделю, десятки часов видео создаются каждую минуту. И динамика только растет! Видео стало основой медиа-коммуникации.

Но как сделать коммуникацию со зрителем эффективной? Самое главное — иметь четко выраженную цель. Чего Вы хотите добиться с помощью видеоролика? Продать, рассказать, развлечь или даже изменить сознание людей? К кому нужно обратиться за нужным результатом? Чем одна студия отличается от другой? Для этого нужно понять, как вообще сегодня выглядит индустрия видеопродакшена.

  1. Существуют так называемые продюсерские студии. Они получают проект, привлекают к нему сторонних специалистов и полностью занимаются его ведением (менеджментом). Продюсер должен найти подходящего под задачи арт-директора, режиссера, техническую команду. Таким образом, такая студия становится ядром всего проекта, и залогом успеха становится эффективная координация всех его элементов. Особенностью таких студий становится некая безликость – этому способствуют отсутствие узнаваемого почерка и собственной команды.
  2. Также есть узкоспециализированные студии, решающие, как правило, одну-две задачи в общем цикле производства ролика. Это могут быть студии анимации, 3D-графики, звука и прочие. Именно к ним обращаются «продюсерские бюро», подбирая команду под проект. Самым очевидным достоинством такой студии является возможность сосредоточить свои силы на конкретном элементе видеопроизводства, становясь опытным подрядчиком.
  3. Не стоит забывать про многочисленных фрилансеров. Топовые арт-директоры, менеджеры, аниматоры и дизайнеры часто являются самостоятельными аутсорсинговыми специалистами. К сожалению, работа с фрилансерами – очень неоднозначная затея, ведь работая на проект, они все-таки находятся вне основного рабочего процесса.
  4. На современном этапе флагманом индустрии становится модель студии видеопродакшена полного цикла. Такая модель аккумулирует в себе многопрофильный штат специалистов, который способен полностью решить задачу заказчика. Разрабатывая креативную концепцию, продюсер, арт-директор и креативный директор имеют возможность работать с хорошо знакомыми моушн-дизайнерами, 3d-аниматорами, иллюстраторами, зкукорежиссерами и саунд-дизайнерами под одной крышей. «Inhouse production» формирует сплоченную команду, общее видение, философию, атмосферу работы. Продакшн становится более гибким и дружелюбным, заказчик и исполнитель лучше «чувствуют» проект. Таким образом, студии полного цикла – оптимальное решение для выполнения проекта «под ключ». Идейность, менеджмент и техническое исполнение, сосредоточенные в одних руках, а также возможность регулярного мониторинга проекта со всех сторон позволяют добиться необходимого результата с самой высокой вероятностью.

Как выбрать видео продакшн?

Как видно, индустрия видеопроизводства насыщена огромным разнообразием компаний и студий, готовых взяться за создание абсолютно любого видеопродукта. Кто-то специализируется на видеорекламе, некоторые занимаются созданием корпоративных фильмов, а у кого-то лучше получается снимать музыкальные клипы. Кто-то работает с графикой, анимацией или живой видеосъемкой. Наконец, на рынке сейчас сотни режиссеров, продюсеров, операторов, саунд-дизайнеров и разных специалистов любого класса. Но все чаще и чаще студии начинают предлагать полный комплекс услуг создания видео. Как же выбрать оптимальный видео продакшн? И как не запутаться в таком разнообразии предложений? Мы подготовили для вас подробную инструкцию и ряд советов, которые однозначно в этом помогут.

Итак, Вы решили, что Вам нужен видеоролик. Попытайтесь ответить на несколько вопросов:

  • Какой Вам нужен видеоролик? Реклама, корпоративный фильм, презентация, интерактив, инфографика?
  • Какие задачи он должен решить?
  • Каким Вы его представляете?

Ответы на эти вопросы в дальнейшем помогут ориентироваться в выборе видеопродакшена и отсеять студии, которых эти ответы не устраивают.

Теперь пора приступать к анализу рынка и поступательно пробираться сквозь пелену бесконечных предложений. Обязательно создайте удобную структуру для дальнейшего анализа — это может быть таблица в Excel или всего лишь ручка с блокнотом. Главное — чтобы было удобно.

Воспользуйтесь поисковиками, выпишите адреса сайтов видеопродакшн-студий. Ищите предложения в вашем регионе, но учитывайте и альтернативные варианты по всей России. Обращайте внимание на профессиональные сайты-агрегаторы. Изучите следующие рейтинги и учитывайте рекомендации: топ видеопродакшенов, топ креативных агенств, топ студий 3D графики и анимации и т.д.

Далее изучите составленный список и приступайте к выбору:

1. Оцените сайт компании — адекватно оформленный сайт еще не гарантирует высокий уровень профессионализма, но кое-какие выводы сделать позволит.

2. Посмотрите описание — поймите, как себя позиционирует компания. Какие услуги оказывает? Как работает? Какие у нее особенности? Не забывайте поступательно заполнять свой «дневник выбора видеопродакшена».

Остерегайтесь «коробочных предложений». Если студия предлагает «Рекламный ролик за 200000 руб» — это дурной знак.

3. Подробно изучите портфолио студии — это важнейший шаг в выборе видеопродакшена. Портфолио — это лицо компании и, одновременно, один из основных критериев выбора. Внимательно просмотрите работы. Оценивайте качество, стиль, съемки, анимацию, графику, звук. Оценивайте всё и делайте выводы о сильных и слабых сторонах студии. Отметьте понравившиеся работы и зафиксируйте проекты, похожие на ваш. В дальнейшем эта информация очень пригодится.

4. Вспомните ответы на вопросы, заданные в самом начале. А теперь ответьте на новые вопросы:

  • Оказывает ли студия нужные вам услуги?
  • Способна ли она решить поставленные задачи?
  • Каким образом студия может их решить?

5. Отсейте студии, которые вам не подходят. Учитывайте всё – первое впечатление, портфолио, оказываемые услуги, опыт и т.д. Оставьте ключевые и самые привлекательные вариантов.

6. Свяжитесь со студией, запросите бриф, правильно его заполните и ждите ответа.

7. Начинайте диалог. После обработки брифа студия предлагает свое видение проекта, которое Вас либо устроит либо нет. Познакомьтесь с представителями студии, пообщайтесь с ними. Очень важно понять, с кем предстоит работать — только после этого окончательно определитесь и сделайте выбор.

Учитывая все вышеперечисленные советы, Вы легко сможете найти оптимальный видео продакшн и совершить выбор в непростых условиях многообразия предложений.