За что отвечает продюсер в коммерческом видеопродакшене? Чем он отличается от проект-менеджера или кинопродюсера? И какими навыками должен обладать современный продюсер в индустрии видеопроизводства?
Для начала необходимо понять, что все продюсеры преследуют одну цель — создать самый эффективный контент во всех смыслах (в коммерческом, визуальном, творческом). И совершенно неважно, о чем идет речь. Громкий блокбастер для кинотеатров всего мира, стильное видео для каннских львов, прогрессивное мобильное приложение или рекламный баннер местной химчистки. В любом случае продюсер играет очень важную роль в проекте, даже несмотря на то, что компетенции в разных областях отличаются довольно существенно.
Например, в индустрии большого кино любая лента начинается именно с продюсера. Он становится инициатором запуска огромного механизма из сотен участников, создающих фильм, который и не родился бы вовсе, не найди продюсер подходящий сценарий, книгу или историю. Затем кинопродюсер занимается поиском финансирования, планирует бюджет, подбирает режиссера и съемочную группу, организует съемочный процесс, контролирует постпродакшен, а иногда даже участвует в маркетинговой кампании.
Отдельно следует отметить, что довольно часто продюсер взаимодействует со сценаристами, напрямую вливаясь в творческий процесс. Потому что именно продюсер должен лучше всех понимать аудиторию и ее интересы, так что его вмешательство просто необходимо для серьезного успеха. Но самое интересное, что продюсер в большом кино — не супермен, который все успевает. Пожалуй, каждый зритель замечал множество слов «продюсер» с обилием окружающих его прилагательных в титрах любого блокбастера. Поэтому нужно понимать, что это все-таки огромная продюсерская машина с десятками исполнителей и ассистентов.
Другое дело — диджитал-продюсер. Специалист очень загадочный. Его компетенции скачут от агентства к агентству, а то и от проекта к проекту. Но кое-что выделить все-таки можно: как и в случае кинопродюсирования, диджатал-продюсер обязательно подбирает команду под проект, мониторит специалистов, планирует бюджет, анализирует прогресс проекта и оценивает риски. На первый взгляд, это тот же кинопродюсер, только вместо фильмов здесь диджитал-контент. И масштабы, как правило, все-таки поменьше. Но главное отличие кроется в клиенте и во взаимодействии с ним (не считая того, что диджитал-продюсер никогда не бывает инициатором проекта, а только работает над ним). В иерархии кинопроизводства продюсер находится очень высоко и необходимость в защите своих идей у него гораздо ниже, чем у диджитал-продюсера, который работает напрямую с клиентом и его потребностями. Потребностями, в первую очередь, клиента, а не его аудитории. А вот насколько заказчик понимает потребности своей аудитории — это вопрос отдельный.
Отдельно следует рассмотреть видеопродюсера (или продюсера видеопродакшена — называть можно как угодно). В этом случае это продюсер рекламных роликов, коммерческих анимационных видео, презентаций, корпоративных фильмов и другого видео-контента. Такой специалист решает те же задачи проект-менеджмента, свойственные работе кинопродюсера и диджитал-продюсера: планирование бюджета, организация, мониторинг и т.д. Но в этом смысле он куда ближе к классическому диджитал-продюсеру, являясь главным посредником между клиентом и исполнителем. Взаимодействуя с клиентом, продюсер должен изучить его предпочтения. Это позволяет предугадывать поступающие комментарии и сделать работу команды максимально эффективной. То есть в голове продюсера должны сочетаться сразу два мышления — клиента и исполнителя. И очень важную роль играет творческий элемент работы видеопродюсера — он принимает непосредственное участие в создании контента, ориентируясь не только на удовлетворение потребностей заказчика, но и на добавление в портфолио качественной работы.