PR-роботы или По-настоящему доступный пиар

2015-08-11 10:25:49 2927

Данным текстом я рискую убить добрую половину, если не больше, заявок в пиар-агентства от руководства которых потенциальные клиенты хотят «пиара в Интернете». И конечно - повышения продаж. Последнее - не прямая компетенция пиарщика. Однако, по опыту, если клиент - предприниматель, то ему зачастую не столько нужен именно Public Relations, сколько вообще попробовать, что же это за инструмент такой - «пиар»?
Денег на «вкусить немножко пиару», как правило, у малого бизнеса, среднего - не имевшего дела с пиаром, или стартапера - немного. Ну, «полтинник плюс-минус» (тысяча долларов) - в лучшем случае.

Однако, PR-агентства, берущиеся работать за менее, чем 50 тыс руб, по определению, не могут дать хоть сколь-нибудь эффективный PR-инструментарий. Как говорят в таких случаях PR-технологи, такие деньги лучше- сжечь, для пиара же. Публикаций и то будет больше.
Что же делать, если бюджет небольшой, но попробовать пиар на вкус охота?

Первый совет: не обращаться в PR-агентства, и дать им найти своих, тех самых клиентов, которые в своем выборе осмыслены, прокачены и точно знают, зачем и когда нужен PR. И второй, и главный - попробовать доверить пиар роботизированным PR-сервисам.

Ну, довольно лирики. К делу.

Обзор пиар-пулеметов

Раньше были крайне модны «пресс-релиз-публикаторы», в народе называемые «релизоприемниками» (понятно, от какого слова). Их очень любили ленивые русские пиарщики* (http://www.msk-pr.ru/xfiles/faq-pr/25.html), но и в англоязычных странах http://www.msk-pr.ru/xfiles/faq/5.html, и в немецкоговорящих - http://www.msk-pr.ru/xfiles/faq-pr/35.html. Наверное, и китайские тоже есть. Можно почитать и этот обзор http://mashable.com/2007/10/19/press-releases/ - на английском языке.

* если вы до сих пор ленивы, забудьте про все релизоприемники, кроме этих http://openmarket.ru/ -> http://publishernews.ru/PressRelease/Add.asp и http://www.press-release.ru/

Сейчас они не только не работают, но и не модны. Релизы надо рассылать, коли уж написал. (Хотя пресс-релиз - больше «не золотая пуля пиара», как я рассказывал в своем видео-блоге).

Основные рассыльщики релизов в Рунете таковы:
http://presuha.ru,
http://pronline.ru/ ,
http://b2blogger.com

Подробно о каждом:

http://presuha.ru - хороший сервис с большой линейкой предложений рассылок, самым быстрым отчетом (2-3 дня) и прямым контактом с организатором всего этого дела. Скидок не делают, но могут разослать анонс просто по СМИ, без публикации релиза на сайте. Это когда очень срочно надо кого-то куда-то позвать.
Кстати, если вам все равно вообще, кого звать на пресс-конференции, то есть, грубо говоря - «горим, все пропало» и нужна хоть какая-то массовка - рекомендую www.forsmi.ru. Только предупреждаю: на входе - жесткий фейс-контроль, чтобы не пустить «халявщиков» с фальшивыми журналистскими удостоверениями.

http://pronline.ru/ - тоже хорошая клиентская поддержка, скидки по купонам, акции по сезонам. Большой охват по печатным изданиям. Точнее - они как-то очень хорошо отзываются. Если повод хороший - то регионы можно отлично «прокачать». Отклики оттуда шли быстрые. Отчеты можно смотреть в онлайне - в поисковики как бы вбит заголовок вашего релиза в личном кабинете. Много не насмотрите, конечно, но когда вам звонят из «МК», то - фиг с ним с отчетом:) Именно так к нам приехали на проект «секс-экскурсия» из уважаемой газеты и двух московских телеканалов, потом вышел полосный репортаж. Неплохо - для одной рассылки пресс-релиза.

http://b2blogger.com - очень основательный и относительно других - дорогой сервис. Самый, пожалуй, мощный, но и самый долгожданный (5 рабочих дней) отчет с расширенным рубрикатором, включающим:

- Сайты с гарантированным размещением
- Новостные агрегаторы
- Сервисы для публикации и просмотра документов
- Социальные сети и блог-платформы
- Микроблоги.

Отчет порадует глаз любого пиарщика, им можно прикрыться от директора по маркетингу, вопрошающего - ну и кто же про нас написал? - Вот, пожалуйста, цифры, каверидж...

На самом деле, если повод вообще и пресс-релиз в частности хороши - то отчета не потребуется. Все - очевидно. У нас клиент, один интернет-портал рассылал релиз про «миллионера со скидкой» именно по этому сервису. Когда посещаемость ресурса взлетела в 10 раз, в отчет, само собой, даже не смотрели.

Есть и довольно специфические рассыльщики информации - например http://www.softpressrelease.ru создан только для ИТ-пиарщиков. Если мы говорит про ИТ, то нельзя также не упомянуть www.BuzzMe.ru.

http://oglaska-pr.ru/ - спорный, но тоже сервис рассылки пресс-релизов, если адресат, который распространяет информацию, не «хочет светиться». Примеры подобных релизов, тем не менее, выложены на сайте.

Выводы: пресс-релиз-публикторы стоит рассматривать сегодня не как пиар, а как «статейный маркетинг». Тот же b2blogger - проект того же холдинга, что и http://www.miralinks.ru/. Их прошлый домен prvsmi.ru как раз и рискнул залезть на территорию пиар-агентств.

Пробуйте пресс-релизо-рассыльщики. Платно, но не заоблачно. Рассыльщики зарубежные, типа http://www.prweb.com/. У меня там стали ежемесячно списываться деньги с карты, при том, что услуги я не заказывал. Некая абонентка. В течение месяца пытался связаться с поддержкой, но безуспешно, и в итоге - просто заблокировал карту.

А теперь - о по-настоящему бесплатном пиаре.

Одна идея - разные воплощения

Ленятся не только пиарщики, но и журналисты. Это нормально при ускоренном техническом прогрессе. Как найти хорошего эксперта для сюжета или статьи? Раньше как - доставали потертую записную книжку, садились на телефон и начиналось... Могло закончиться и в баре.
Теперь - ряд групп в фейсбуке, где кидают клич, а потом - и специальные сервисы. Но обо всем по порядку.

Немного предыстории. Как известно, идея приходит одновременно сразу нескольким людям, но реализуется по-разному.

Однажды у пиарщика или медийщика, который в профессии больше 10 лет, возникает переизбыток внимания. Он как бы «сидит на информационных потоках», но все окучить не может. Представьте, вам в один день пришло много запросов от СМИ, что делать? Надо их куда-то направить. Пиарщик - существо ответственное. Один человек решил такие запросы складывать в одну группу в соцсети, но за вход в группу - брать деньги. Например, я создал свой скайп-чат, куда просто сваливаю такие запросы по мере поступления. Добавление в скайп-чат новых людей бесплатные. А вот светлая голова - Константин Бочарский, (экс-«Секрет фирмы») придумал «Прессфид»http://pressfeed.ru/.

«Вау! Pressfeed - это Airbnb для журналистов и пиарщиков» - сказано в лэндинге. Пожалуй, соглашусь. Модно и доступно.

Не стоит забывать и про другой, более старый сервис http://prprof.ru/ со схожей механикой. Отличие в том, что по ссылке, в которой ты отвечаешь в СМИ, сразу можно и публикацию посмотреть.

Кстати, таким же образом можно попробовать бесплатно вкусить пиара и за рубежом http://www.helpareporter.com/ (HARO). Рассылки очень похожи на Прессфид, (или наоборот?:) В общем, неважно - везде удобно сделано.


Выводы:

А вот примеры качественных релизов, которые пробили точно в цель и без рассыльщиков. Будь у них они, прощу прощения за данный оборот - была бы вообще бомба:

Лучший пресс-релиз - 3-ое место - "Наказание 17 лет спустя"
Лучший пресс-релиз - 2-ое место - "Врачи Центра Илизарова исправили челюсть жеребенку"
Лучший пресс-релиз - 1-ое место - "10 профессий из «черного списка» банкиров"

В общем, ищите хорошие инфо-поводы, пишите клевые тексты, используйте технологии и хватить уже "клянчить базы СМИ":) А вот, кстати, база СМИ - во всеуслышание и бесплатно - http://news.yandex.ru/smi/

Будут у вас поводы - весь "лояльный пул" слетится и сформируется сам.

А зачем тогда нужно PR-агентство?

Так что же делать, когда нужен пиар и релизы рассылать понравилось (не только вам лично, но и вашему бизнесу)? Когда идти в PR-агентство? Тогда, когда результаты самостоятельных изысканий вам понравились, но вы хотите большего. А также - для установления добрых отношений со СМИ посредством профессионалов как таковых, (а не связей у этих профессионалов). Ведь бизнес думает в одном ключе, СМИ - в другом, а власть или инвесторы (GR или IR), соответственно, по-своему. Впрочем, это тема - искусство и ремесло правильного диалога - уже отдельной статьи.

Роман Масленников
генеральный директор PR-агентства "Простор: PR & Консалтинг" (www.prostor-vip.ru)