Организованная стихия. Опыт внутренних экоинициатив в ICL Services

2017-11-15 12:46:19 2056

До 2012 года экодвижение в России носило стихийный характер. В 2012 году государство повысило приоритет экологических вопросов, опубликовав «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Тем важнее стал эковклад и государственных органов, и экологических организаций, и общества, и предприятий.

При этом бизнес — мощный инструмент приобщения людей к экопривычкам. Его влияние распространяется на самих сотрудников, их семьи, а затем на местное и даже глобальное сообщество.

На наш взгляд, в экомотивации бизнеса превалируют два мотива.

  1. Потенциальная экономия или прибыль после внедрения экостандартов (например, сбережение ресурсов на заводе, фабрике и т.д.). В этом случае «экозадачи» = «бизнес-задачи», и компания вкладывается в них.
  2. Решение проблем без прямой экономической выгоды — или потому, что «Земля — наш дом», или в PR-целях. Так чаще бывает с непроизводственными компаниями: аудиторскими, юридическими, ИТ и т.д. Как правило, ресурсы на экозадачи ограничены по объективным причинам: их приходится изыскивать.

Наша ИТ-сервисная компания ICL Services принадлежит ко второму типу. Но мы развиваем обширную программу в области корпоративной социальной ответственности, включая экологию, и на своем опыте убедились:


  • Для развития экоинициатив не нужны крупные вложения или материальная мотивация;
  • Главное в организации внутренних экоинициатив — привлечь внимание сотрудников к проблеме, заинтересовать их и поддержать их действия;
  • Чтобы поддерживать постоянную экоактивность, достаточно экоактивистов из числа сотрудников.
Как мы запустили экодвижение

Сейчас у нас действует команда «зеленых» активистов: 20+ постоянных участников и до 150 волонтеров, которые подключаются к той или иной интересной им акции. А начиналось всё 4 года назад с двух сотрудников, которые обратились к руководству компании с предложениями:
  • организовать для коллег активный отдых — велопробег с очисткой пригородных озер от мусора и пикником;
  • поставить в офисах урны для использованных батареек, чтобы потом вывозить их на утилизацию.
Оба предложения в компании поддержали: объявили об инициативах по «официальным» каналам, помогли с организацией. Другие неравнодушные сотрудники, заметив поддержку, тоже стали предлагать идеи: озеленения, сбора макулатуры и т.д. Так и сложилось ядро экоактивистов — ребят, которых вдохновляет забота об экологии, благотворительность и спорт. Команда растет благодаря «сарафанному радио»: после некоторых мероприятий к ней присоединяются новые коллеги. А раз состав обновляется, то количество и разнообразие экоинициатив растет.

Как мы поддерживаем экодвижение: «проще» = «лучше»

Тайм-менеджмент учит: если ты прокрастинируешь выполнение задачи — разберись, что тебе в ней неприятно. Когда устранишь препятствие, взяться за нее будет легко. Мы применили этот же подход в организации экоактивностей. Сотрудники с радостью включаются в них, потому что компания делает участие простым, например:

  • закупает и привозит деревья и инструменты для озеленительных акций;
  • ставить боксы для сбора макулатуры и батареек прямо в офисах;
  • предоставляет транспорт при выезде за город и так далее.
Инициатор экомероприятия может переложить самые громоздкие оргвопросы на плечи ивент-менеджеров HR и сотрудников административной службы. А участникам достаточно вовремя быть на месте события.

Как это работает. Примеры

Вот что наши волонтеры сделали за 2017 год.

  • Договорились о корпоративном участии в региональной акции «Аллея памяти» — посадке яблонь в память о героях Великой Отечественной в парках города. Компания обеспечила инфокампанию и инструменты. В итоге на посадку пришли 30+ сотрудников.
  • Организовали для 70+ коллег велопробег на 85 километров с «зеленой» экскурсией в дендрарий. Компания обеспечила информирование и оплатила билеты. Мы показали, что даже дальние поездки не обязательно совершать на автомобиле.
  • Съездили в детский дом и устроили для детей праздник с общением, активными играми и мастер-классами.
  • Посетили приют для животных, помогли сотрудникам и привезли пожертвования — 30+ кг корма и деньги.
  • Разработали мобильное приложение для внутреннего car sharing. Оно поможет сотрудникам, которые живут поблизости, подвозить друг друга на работу и домой. Подвез коллегу — уменьшил количество автомобилей на дороге: и для экологии хорошо, и для сотрудников экономия на бензине.
На посадку деревьев время есть не у всех. Поэтому по инициативе активистов в офисах появились контейнеры для макулатуры, пластика и ненужной одежды. Они легкодоступны, так что активности по экоутилизации стали у нас самыми массовыми — с сотнями участников.

  • Батарейки мы собираем с 2014 года. Попав на свалку, они загрязнили бы землю, воду и воздух токсичными веществами. А из урн в офисе экоактивисты вывозят их на безопасную утилизацию. Некоторые коллеги так прониклись этой акцией, что даже приносят батарейки от родственников и друзей, чтобы те не выбросили их с бытовым мусором! За первые 8 месяцев 2017 году мы вывезли 100+ кг батареек.
  • ПЭТ-бутылки из специальных контейнеров вывозит на переработку наша административная служба. Это яркий пример, когда экоинициативу поддерживают внутренние службы компании.
  • Летом–2017 экоактивисты установили контейнеры и для ненужной одежды. Вещи в хорошем состоянии мы отправляем на экомаркеты или развозим по приютам. Сильно поношенное отвозим на утилизацию: перерабатывать вещи экологичнее, чем делать новую одежду из сырья.
  • Также летом–2017 мы впервые провели в офисах акции по сбору макулатуры.
Промежуточный итог: затраты и результаты

На данный момент компания инвестирует в экоактивности:

  • 2–4 часа рабочего времени 1–4 сотрудников HR и административной службы еженедельно (на оргподдержку экоивентов);
  • 30 минут рабочего времени 8–10 постоянных членов «зеленой» команды еженедельно (на отчетно–плановую встречу);
  • незначительные средства — по необходимости (закупка урн для батареек, трансфер к месту посадки деревьев на корпоративном микроавтобусе и т.д.).
Результаты — это:

  • объединяющий эффект. Совместная помощь миру — мощный командообразующий фактор для всей компании. А для самих активистов это нематериальный мотиватор. Кстати, многие из них — ключевые специалисты: опытные инженеры, тимлиды, менеджеры по продажам и даже руководители отделов;
  • билет в клуб «экокомпаний». На рынке труда всё больше представителей поколения Y, и на подходе Z. Многие из них при прочих равных условиях предпочитают пойти на работу в «зеленую» компанию.
Мы запустили и поддерживаем эко- и благотворительные инициативы потому, что нам нравятся результаты. Нам нравится видеть, как мир становится добрее и чище благодаря нам. Но даже если рассматривать экоактивность только с прагматической точки зрения, мы считаем, что баланс сходится.