4 шага к социально ответственному бизнесу: опыт ICL Services

2018-09-05 12:14:39 1215

В 2018 году странно выглядят вопросы «Должен ли бизнес быть социально ответственным?» и «Для чего это бизнесу?». Опыт сотен компаний, от «Газпрома» до Nestle, показывает: ответственность перед обществом — обязательное условие долгосрочного устойчивого успеха.

Более актуален вопрос: «Сложно ли внедрить принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) в жизнь компании?». Или, если угодно: «С чего начать?». Если ваша компания также стоит на пути внедрения практик КСО, вам может быть полезен наш опыт.

Мы — ИТ-сервисная компания ICL Services. Входим в топ-100 мировых аутсорсеров, предоставляем услуги 80+ заказчикам в 30 странах и располагаем 6 офисами, где работает 1400+ сотрудников.

Ранее мы уже неоднократно делились опытом в области корпоративной социальной ответственности —например, рассказали о принципах Realpolitik в КСО и о запуске внутренних экоинициатив. А сейчас перейдем к вопросу внедрения практик по соблюдению прав человека в ежедневную работу компании. Чтобы добиться прогресса в этой сфере, мы сделали 4 основных шага.

Шаг 1. Зафиксировать отношение компании к правам человека

Если вы ожидаете, что сотрудники будут разделять позицию компании относительно прав человека, то как минимум должны:

  • определить точку зрения компании;
  • так сформулировать ее, чтобы она была понятна и декомпозировалась до ежедневных практик каждого сотрудника;
  • явным образом выстроить иерархию ценностей компаний (например, четко показать, что важнее — «соблюдать основные права человека» или «выполнить задачу любой ценой»);
  • зафиксировать всё это в обязательном для исполнения и общедоступном документе.

В ICL Services принцип уважения и соблюдения прав человека, а также недопустимости получения выгоды ценой их ущемления, закреплен в одной из корпоративных Политик. Это верхнеуровневый внутренний документ, обязательный для исполнения. Любое распоряжение, противоречащее действующей Политике, может и должно быть оспорено. У сотрудников есть право в любой момент эскалировать вопросы по соблюдению Политик к комплаенс-менеджеру или напрямую к топ-менеджерам компании. Всё это гарантирует, что позиция компании ясна сотрудникам, и в работе созданы условия для ее выполнения.

Шаг 2. Выбрать партнеров, которые разделяют ваши идеи

Работа с партнерами, которые не разделяют принципов КСО, опасна в трех отношениях. Во-первых, она может повредить имиджу компании. Во-вторых, если ваши сотрудники систематически наблюдают, как партнер нарушает принципы КСО, они могут перенять его модель поведения. В-третьих, выбирая контрагента, который нарушает права человека, вы поддерживаете его и мотивируете к дальнейшим нарушениям.

На наш взгляд, у ситуации есть простое решение — Кодекс для поставщиков и деловых партнеров. У нас есть такой документ, и мы требуем, чтобы наши партнеры соблюдали его. Если в своей деятельности они следуют базовым принципам КСО в области экологии, работы с сообществами и прав человека, это не требует от них дополнительных усилий и потому не встречает сопротивления. Но если контрагент отказывается следовать Кодексу, то это тревожный сигнал и причина прекратить сотрудничество.

Шаг 3. Превосходите требования

Существуют обязательные требования в области прав человека: ТК РФ, другие российские и международные законы и акты. Это «буква закона». Но «дух закона», как мы его понимаем, заключается в ином: увеличить набор государственных базовых гарантий до максимальных разумных пределов, реалистичных с точки зрения бизнеса. Вот, например, некоторые предпринятые нами шаги.

Право на здоровье и хорошее самочувствие. ICL Services предоставляет сотрудникам ДМС со стоматологией, обеспечивает регулярную вакцинацию и флюорографию. Наши сотрудники бесплатно занимаются игровыми видами спорта на специально арендованных площадках и получают частичную компенсацию расходов на спортивные абонементы.

Право на профессиональное развитие. Компания оплачивает внешнее обучение и сертификацию, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, и предоставляет бесплатные внутренние курсы (технические, soft skills, языковые). До 90% сотрудников ежегодно используют возможность повысить свою квалификацию.

Право на признание и саморелизацию. 15+ программ признания в разных сферах (от рабочих достижений до волонтерства и менторства) позволяют реализоваться, занимаясь самой интересной для себя деятельностью.

Шаг 4. Перевести проект в процесс

Внедрение практик КСО в деятельность компании — это проект. Но он обязательно должен перейти в процесс, действующий на постоянной основе для всех сотрудников. Для этого необходимо обеспечить принципам КСО надежную основу в виде твердой и ясной позиции компании, а также:

  • контролировать ее соблюдение на всех уровнях корпоративной иерархии;
  • создать каналы обратной связи для консультаций, эскалаций и улучшения процессов;
  • выделить ресурсы на поддержку следования принципам КСО как корпоративного процесса.

Эти четыре несложных шага помогли нам встроить систему практик по соблюдению прав человека в работу нашей компании. Возможно, этот опыт будет полезен и вам.