В Украине стремительно развивается рынок товаров ручной работы

2016-05-19 18:25:44 1269
Эксклюзивные игрушки и сувениры, бижутерию и косметику ручной работы, а также мебель и одежду создают сегодня около 20 тыс. соотечественников. Причем для
10% из них это основной заработок

По подсчетам Екатерины Буровой, менеджера интернет-магазина mash.ua, эксклюзивные игрушки и сувениры, бижутерию и косметику ручной работы, а также мебель и одежду создают сегодня около 20 тыс. соотечественников. Причем для 10% из них это основной заработок.

Вещи ручной работы могут стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч гривен, и только в столице ими торгуют около 30 магазинов, а также несколько десятков handmade магазинов в интернете. По оценке участников этого сегмента рынка, его объем за прошедшие три года вырос до $ 700 тыс. показав 500%-ный рост.

Всплеск изготовления изделий ручной работы, которые в Украине теперь зовут на западный манер – хендмейд, – глобальная тенденция, которая наметилась в 2000-х. Так, объем продаж еtsy.com, крупнейшего в мире ресурса по реализации такого товара, в 2005 году составлял лишь $ 170 тыс., через три года вырос до $ 87 млн, а в 2012-м достиг рекордных $ 895 млн.

Потребители устали от безликого ширпотреба, их тянет к товарам, которые имеют свое неповторимое лицо, объясняют рост спроса на изделия ручной работы эксперты

Потребители устали от безликого ширпотреба, их тянет к товарам, которые имеют свое неповторимое лицо, объясняют рост спроса на изделия ручной работы эксперты.

"Азиатское штамповки уже приелось, – резюмирует Алла Капацина, психолог и бизнес-тренер. – Люди все больше хотят самобытности и оригинальности".

Своими руками

Изготовляя свою первую брошь из сухих лепестков роз, Дарья Николаева, театральный художник Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, не предполагала, что это занятие будет приносить ей доход, соизмеримый с ее зарплатой в театре.

Специалист с декораций и костюмов, несколько лет назад она решила дать вторую жизнь своему ремеслу. Сегодня бижутерию Николаевой можно приобрести на выставке I love handmade, постоянно действует в столице.

А для Александровой, которая неплохо зарабатывает и ее мужа-предпринимателя изготовление кукол на продажу – скорее способ ярко заявить о себе. Клиенты Александровой, по ее словам, – украинцы со средним достатком или выше.

"Есть категория людей, которых сложно чем-то удивить, – рассказывает она. – Часто они заказывают игрушку, даже не спрашивая о цене".

32-летняя Наталья Скиба, бренд-менеджер киевской торговой сети по продаже одежды, покупает друзьям подарки только ручной работы. Ее привлекают вещи, в которых отражаются эмоции человека, что их изготовила.

Предметы, имеющие душу, порой стоят немалых денег. Среди слотов, выставленных в интернет-магазинах, можно встретить, например, кружевное платье из тонкого итальянского хлопка за 6 тыс. грн., вышитую икону за 10 тыс. грн. или зеркало, инкрустированное латунью, оценено в 15 тыс. грн.

Основная масса производителей и торговцев штучным товаром ориентируются на средний и
низший ценовые сегменты

И все же основная масса производителей и торговцев штучным товаром ориентируются на средний и низший ценовые сегменты.

"Некоторые [посетители магазина] покупают вещь, только увидев, только потому, что это банально не Китай", – рассказывает совладелец handmade ярмарка мастеров Евгений Костюк.

Поиски эстетики

Когда тотальный советский дефицит заставлял многих предприимчивых граждан СССР шить, вязать и мастерить различные вещи самостоятельно – для себя или на продажу.

Новая волна интереса к ручной работе имеет другую подоплеку – украинцы страдают от дефицита эстетики. "Люди устали от шаблонов и обезличенности", – формулирует тенденцию психолог Алевтина Шевченко.

С другой стороны, хобби на продажу – это попытка преодолеть не только стандарты, но и стресс современной жизни.

Накопленный негатив, как правило, выплескивается в агрессию, а восхищение каким-то ремеслом позволяет направить его в творческое русло

Накопленный негатив, как правило, выплескивается в агрессию, а восхищение каким-то ремеслом позволяет направить его в творческое русло.

Западные аналитики всплеск интереса к изделиям ручной работы объясняют обратной реакцией на ускоренную глобализацию, которая ведет к стиранию экономических и культурных различий. Именно поэтому мастера во всех странах активно используют этнические мотивы.

В США и Европе расцвет этого сегмента рынка пришелся на начало 2000-х. Сегодня на еtsy.com свою продукцию продают по 800 тыс. человек, а посещаемость ресурса составляет 504 млн гостей в год. Для сравнения: один из самых известных интернет-аукционов, еbay.com посещают 850 млн пользователей.

Пик развития украинского рынка ручных изделий Костюк прогнозирует за несколько лет – за это время он должен как минимум удвоиться в объеме

Пик развития украинского рынка ручных изделий Костюк прогнозирует за несколько лет – за это время он должен как минимум удвоиться в объеме.

"Ниша хендмейда пока не достигла пика популярности, – резюмирует Александрова, – поэтому я тоже планирую открыть магазин ручных вещей".