Сущность корпоративной культуры следует понимать, как сложившуюся систему отношений между работниками компаний, позволяющую отличить данного работодателя от прочих организаций. В чем проявляется эта особенность:
Иначе говоря, корпоративная культура проявляется в характере действий работников, оценке ситуации и методах принятия решений, манере передавать приказы и исполнять их, особенностях организации труда и отдыха, традициях компании, передаваемых от одного поколения работников – другому и т.п.
Следовательно, корпоративная культура выполняет функцию индивидуализации компании, носителем сложившихся традиций. Развивая традиции, передаваемые по поколению, корпоративная культура является культурно-психологическим гарантом стабильности компании.
Ответственные за формирование культуры
От учредителей и руководящего состава предприятия на 40% зависит успех построения корпоративной культуры. Практика показала, что в большинстве случаев работу по формированию корпоративной культуры возлагают на руководителя службы по персоналу. Однако этот сотрудник сможет решить поставленную задачу только в том случае, если он является полноценным и полноправным специалистом управленческой команды и имеет реальное влияние на сотрудников компании. В противном случае его деятельность не приведут к ожидаемым результатам.
Локальные субкультуры
В подразделениях (планово-производственном отделе, бухгалтерии, отделе механизации, техническом и транспортном отделе и т.п.) формируются локальные субкультуры разных уровней (высший, средний, низший). В некоторых случаях эти субкультуры могут заметно отклоняться от общей корпоративной культуры компании. Особенно остро эта разница очевидна в филиалах, работающих обособленно.
Надо отметить, что такое отличие субкультур неизбежно в крупных компаниях неизбежно, хотя бы потому, что велика разница в профессиональной культуре, не говоря уже о личностях. Поэтому необходимо принять факт таких различий, главное, чтобы эти различия не противоречили друг другу.
Культура, рассматриваемая в качестве управленческого ресурса
Корпоративная культура рассматривается психологами, как инструмент коллективного программирования поведения сотрудников. Важно отметить, что культурные стереотипы передаются работникам извне, в силу чего корпоративные стереотипы становятся продуктом влияния внешних источников.
Социальная психология детально изучает вопросы зависимости личности от коллектива. Известно, что каждому человеку присущи 3 базовые потребности:
Если у человека нет ощущения принадлежности к какому-то целому сообществу, он чувствует себя незащищенным, невостребованным. Все перечисленные потребности могут быть реализованы только посредством других людей. Только внутри коллектива человек может общаться, быть признанным и востребованным.
Корпоративная культура формируется на базе этих потребностей. Благодаря высокой корпоративной культуре работодатель имеет возможность увеличить стоимость собственного HR-бренда на рынке труда.
Факторы, влияющие на корпоративную культуру
Ежедневное поведение первых лиц (учредителей, руководителя) является примером и основой поведения работников. Чем крупнее масштаб личности, тем больше сплоченность специалистов, тем выше вероятность сплочения вокруг себя талантливых единомышленников.
Для работников предприятия поведение руководства определяет их отношение к работе, рабочему времени, к деньгам, инициативе, к переменам и т.п. Никакой, даже самый опытный специалист кадровой службы, не сможет так негласно влиять на людей, как руководитель.
Корпоративная культура зарождается и развивается не изолировано, а во взаимодействии с культурой страны, историей развития региона, менталитетом ведущих специалистов и прочими составляющими.
Элементы корпоративной культуры
Уровень корпоративной культуры определяется двумя условными уровнями: внешним (одежда работников, символика предприятия, рабочая обстановка) и внутренним (ценности, определяющие регламент поведения работников). Надо отметить, что внешние, видимые элементы втекают из внутренних, находящихся на более глубоком уровне понимания ценностей.
В связи с этим, корпоративную культуру предприятия можно охарактеризовать по присущим ей объективным и субъективным элементам.
К объективным элементам, в частности, относятся:
К объективным элементам корпоративной культуры можно отнести:
Для развития корпоративной культуры компании следует отработать и привести в надлежащее соответствие каждый из перечисленных элементов.