В предыдущих статьях о деловой репутации мы разобрались, что «деловую репутацию» относят к нематериальному активу конкретного лица или компании наряду с авторскими правами, технологиями и уникальностью услуг.
Механизмы защиты чести и деловой репутации в нашей стране отличны от принятых в Европе. Законодательство РФ обязывает лицо, озвучившее порочащие сведения, представить суду доказательства в пользу своих высказываний. В соответствии со ст.152 ГК РФ подающий иск гражданин или организация может требовать от ответчика опровержения ложной информации, нанёсшей вред репутации истца.
В тех случаях, если клевета распространялась через информационный канал — СМИ, гражданин вправе требовать опровержения сведений, порочащих его честь и деловую репутацию, через те же средства массовой информации. Также истец располагает правом на публикацию своего ответа в СМИ, сведения в котором дискредитировали его в глазах общественности. Если же источником такого рода сведений был документ, то он должен быть отозван или заменён.
Кроме того, на защиту деловой репутации юридического лица от недобросовестной конкуренции или ненадлежащей рекламы работает Федеральный закон от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе». Закон о рекламе предусматривает как судебную форму защиты деловой репутации в случае ее осквернения через рекламные каналы, так и внесудебную форму защиты – обращение в антимонопольный орган с заявлением о факте распространения недобросовестной рекламы.
Судебная защита деловой репутации достаточно молодой правовой институт для нашей страны. Несмотря на то, что пока как таковой устойчивой практики в данном направлении не сложилось, прецеденты привлечения к ответственности лиц, распространяющих ложные сведения, периодически возникают. Вместе с компенсацией морального и порой материального ущерба, ответчику приходится опровергать распространённую информацию посредством СМИ. Данную тенденцию можно связать с ростом деловой активности населения.
Если говорить о категории исков по защите деловой репутации, то чаще других встречаются иски в адрес печатных изданий, поскольку публикация – более аргументированное доказательство, нежели видео-или аудиоматериал, который в наш технологический век легко подделать на этапе монтажа.
Не стоит и забывать о разнице в вопросе возмещения морального ущерба физическому и юридическому лицу. Защита деловой репутации предпринимателя, являющегося конкретным человеком, может предусматривать выплату компенсаций, то в случае с конкретной фирмой — моральный ущерб, как правило, не учитывается, так как считается, что юридическое лицо не может испытывать нравственные страдания.