Идея бизнеса – это веская причина его существования для клиентов, сотрудников, акционеров, партнеров и других стейкхолдеров, а также «крутизна решения», которое создает и предлагает компания. Если ваш бизнес приносит деньги, то у него уже есть идея. Но от того, насколько она сильная, насколько ярко сформулирована, понятна клиентам и сотрудникам, напрямую зависит скорость роста и прибыльность.
В своей книге «Расти быстро или умирай медленно» мы уже писали о том, что точно сформулированная идея должна не только отвечать на вопрос «ЧТО мы делаем для наших клиентов, сотрудников и акционеров», но, самое главное, «ЗАЧЕМ мы это делаем» и «КАК мы это делаем по-другому – не так, как другие».
Другими словами, Идея бизнеса отвечает на вопросы: почему мне как клиенту, сотруднику или акционеру не все равно, что делает данная организация? В чем моя личная выгода от ее существования и сотрудничества с ней в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Именно веская причина существования и «крутизна решения» задают вектор развития и создают силу притяжения для всех заинтересованных лиц. Интересная и значимая идея стимулирует желание делиться ею с другими, помогает привлечь клиентов, лучших сотрудников и создавать саморазвивающиеся комьюнити единомышленников (евангелистов), наращивая силу бренда – делая его известным, помогая правильному восприятию и росту доверия.
Идея бизнеса – это отправная точка в системе целей и системе координат компании, основа бренда и даже «верхушка» пирамиды продуктов. Даже если отсутствуют точные цели, не проработаны бизнес-процессы, слаба система управления и плохо сформулировано ценностное предложение, то сила идеи помогает сплотить коллектив и сфокусировать его усилия в нужном направлении. Такая ситуация характерна для большинства стартапов на начальной стадии развития или для трансформации бизнеса, когда ответы сотрудников на вопросы «Что, как и когда нужно делать?» «отвечает» сама Идея бизнеса. И по мере роста, именно Идея должна трансформироваться в действующую модель бизнеса, которая приведет к успеху.
Важно, чтобы Идея вашего бизнеса была очень точно и ярко сформулирована, особенно, если она должна привести к «фантастическому» для многих, но желаемому для вас сценарию будущего.
Чтобы узнать, есть ли у вашего бизнеса яркая идея, задайте каждому своему сотруднику 3 вопроса:
Таким образом вы узнаете, есть ли в вашем бизнесе действительно сильный инструмент роста, и объединяет ли и мотивирует ваша Идея всю команду на достижение единой цели.
Если вы получили разные ответы и/или ответы из разряда: «У нас цены ниже...», «Мы качественнее и быстрее...», «У нас новое оборудование...», «У нас индивидуальный подход к каждому клиенту...» – то, к сожалению, так происходит в 99% компаний, и такой подход не даст вам дополнительный «рычаг» для ускорения роста.
Мы знаем как сложно создать действительно яркую, уникальную и понятную Идею бизнеса, но это делает жизнь владельцев, руководителей и сотрудников легче и окупается многократно.