Время, когда интернет был чем-то особенным, прошло. Сегодня это миллионы сайтов и площадок, на которых клиенты, потребители высказывают свое мнение, делятся советами. Интернет – место, где есть свобода слова. И люди могут говорить все, что захочется. И положительное, и негативное. Последнее – особенно.
Вернемся в 2010 год (да, вот так сразу). Лето. Роспотребнадзор заявляет, что в продукции компании «Дарина», которая производит пельмени, блины и вареники, обнаружены споры сибирской язвы. На официальном сайте РПН появляется предупреждение об опасности продуктов «Дарины». При этом сама компания активно общается с потребителями и поставщиками, стараясь доказать свою невиновность. Дирекция «Дарины» пишет письмо президенту, проходит вторая проверка… Но результат тот же: снова сибирская язва, хоть и в меньшем количестве.
Казалось бы, ситуация безнадежная: две проваленные экспертизы, претензии со стороны контролирующего органа, серьезные обвинения. Но компания вполне успешно просуществовала еще 9 лет после инцидента и даже открыла собственное кафе. Как ей это удалось? Разбираемся вместе с «Репутация Москва».
Если вы заглянете на любой ресурс с отзывами, увидите, что положительных сильно меньше, чем отрицательных. Так устроен человек: если он получает продукт или услугу отличного качества, то считает это данностью. А вот любое отклонение от ожиданий вызывает злость — зачастую она выплескивается в интернет на всевозможные отзовики.
И ладно, если отзыв реальный: неприятно, но можно счесть, что автор негатива бесплатно выполнил роль тайного покупателя. Гораздо сложнее, когда вы сталкиваетесь с черным пиаром. Ситуации недобросовестной конкуренции, кстати, встречаются чаще, чем можно представить. Конечно, без грамотного управления это скажется на репутации организации.
Окей, если плохие отзывы вредят репутации, значит, от них нужно избавиться. Или нет? Универсального ответа не найдется. Иногда интеллигентный ответ на негатив только добавит положительных очков в глазах покупателей. Правда, если плохие отзывы — скорее исключение, чем правило. Даже самые милые ответы не помогут управлять репутацией организации в интернете, если все отзывы содержат критику.
Мы бы посоветовали поступить так: очевидно ложные мнения, конечно, удалять. А с адекватными работать.
Один из популярных методов — вытеснить негатив позитивом. Главное — не перестараться и не превратить страницы с отзывами о компании в сплошную хвалебную оду. С особой настороженностью люди относятся и к позитиву, который опубликовали недавно созданные аккаунты. А еще стоит помнить, что необъективная критика может появиться вновь, даже если ваша организация добротная. Возможно, по заказу конкурентов. Или просто из-за слишком эмоциональных клиентов.
Если способ «забить позитивом» еще можно назвать рабочим, то тотальный игнор точно находится под запретом у компаний, которые умеют управлять репутацией. Молчание в ответ на возмущение — показатель того, что организации все равно. Лучше всего ответить спокойно и без лишних эмоций: так вы разоружите оппонента и расположите аудиторию к себе. А вот удалять реальные мнения, да еще и те, которые собрали кучу поддерживающих автора комментариев, — это знак поражения. Лучше так не делать. Единственный нюанс: можно применять тактику игнора, когда вы столкнулись с троллями. В остальных случаях ответ необходим.
Репутационная сила в правде. Здорово, когда компания честно признается в своих ошибках и рассказывает, как планирует их исправлять. Особенное уважение вызывают случаи, когда на возражения реагируют вышестоящие. У магазина — владелец или директор. У компании — менеджер, заместитель или генеральный директор. Такой подход производит впечатление на аудиторию даже при напряженной обстановке. Ошибаться не стыдно, а вот скрывать провалы — плохая тактика.
Подведем итог:
А мы, если что, поможем справиться с необъективной критикой – наши сервисы управления репутацией всегда к вашим услугам. Обращайтесь!