Процедура due diligence (дью дилидженс): проходим вместе

2023-07-05 17:40:00 Время чтения 9 мин 1166

Приветствуем! На связи агентство «Репутация Москва». Мы легально удаляем из интернета негативные статьи, отзывы и видеоролики. На момент публикации этого материала мы удалили 6 039 ссылок, которые затрудняли продажи, рекрутинг и образ жизни наших клиентов.

Рассказываем, как проводится due diligence и что сделать для прохождения проверки на благонадежность (показываем на примере реального кейса).

Проведение due diligence

Legal due diligence — это легальная проверка параметров бизнеса. Проверяющие изучают технологии, состоятельность команды и жизнеспособность бизнес-модели исследуемого объекта. Проверяются также основатели компании и все, кто обладает в ней долями.

Процедура дью дилидженс позволяет оценить привлекательность актива компании перед его приобретением. Если в ходе проверки обнаружатся скрытые проблемы, это повлияет на стоимость покупки и отразится на судьбе сделки.

На западе есть определенный свод правил, по которым проводится проверка проектов в рамках due diligence. В России же нет четких требований, но чаще всего стандартный пример отчета due diligence содержит данные о пяти сферах бизнеса: операционной, налоговой, юридической, маркетинговой и финансовой.

Что говорят про фаундеров их деловые партнеры и бывшие работодатели? Так ли выглядят их достижения, какими они хотят их представить общественности? Что, если компания основана на токсичные деньги? Информацию такого рода можно легально найти в интернете. Зачастую аналитики due diligence доверяют репутации бренда больше, чем ярким статьям его основателей в СМИ.

Репутация и процедура due diligence

Деловой имидж становится объектом исследования, когда заказчика проверки интересует этичность поведения руководителя бизнеса и его ближайшего окружения. На западе, например, особое внимание уделяется наличию у контрагента связей с политиками, криминальными структурами и упоминаниям его в санкционных списках.  Если выяснится, что потенциальный партнер не благонадежен, вопрос о сотрудничестве будет закрыт.

Первичный сбор информации во время проведения due diligence состоит из трех этапов:

1.   Поисковые системы.

Самый простой и быстрый способ поиска информации. Зайдите в Google и Яндекс, наберите в строке поиске «компания отзывы». Первые две страницы поисковой выдачи — это лицо бренда.

Ищите «компания отзывы», «компания отзывы сотрудников» и «ФИО руководителя». Можно добавить юридический адрес и телефон организации, чтобы увеличить охваты поиска и найти все упоминания о ней

Таким образом аналитики дью дилидженс ищут критичные отзывы, видеоролики, статьи в СМИ и блогах. Они содержат:

  1. Имена руководителей и сотрудников в связке с конфликтными ситуациями.
  2. Факты о неофициальном трудоустройстве, «серой» заработной плате, несчастных случаях на производстве и т. д.
  3. Резко негативное мнение о компании с использованием нецензурной лексики.
  4. Устаревшую и неактуальную информацию о проблемах, которые организация давно решила.

В идеале на первых двух страницах поисковой выдачи по запросу «компания отзывы» должны быть положительные отзывы, статьи в СМИ, ссылка на официальный сайт и группы в социальных сетях. Если ничего этого нет и в помине или преобладают сайты с компроматом, и отзывы недовольных клиентов, значит, пора очищать поисковую выдачу с помощью антикризисного управления репутацией.

2.   Базы данных.

При проведении due diligence в России используется сервис СПАРК, сайт ФССП, ФНС и т. д.

Информацию для дью дилидженс можно получить через официальные источники. Они подразделяются на открытые и частично открытые (предоставляют нужные данные после регистрации и оплаты)

За рубежом для поиска используются аналогичные сервисы, а также сведения кредитных организаций, надзорных ведомств и база данных о высокорискованных гражданах со всего мира world-check.

3.   Личные контакты.

Зачастую сбор обратной связи от тех, кто имеет отношение к объекту исследования, раскрывает больше информации о нем, чем данные из официальных источников.

Процедуру due diligence часто путают с аудиторской проверкой, которая касается финансовой отчетности и напрямую регулируется законом. В отличие от нее дью дилидженс не имеет правового регулирования и касается не только финансовой стороны исследуемого объекта. Анализируется его репутация, деловой имидж руководителей и данные об их прошлых бизнесах. В первую очередь аналитиков интересует наличие негативных упоминаний об объекте, а во вторую — как собственник бизнеса прокомментирует их наличие.

Подготовка к legal due diligence

Допустим, вам предстоит прохождение проверки на благонадежность, но в интернете есть негативные упоминания о вас или вашей компании.

Что делать?

1. Объяснить. Благонадежный партнер не станет скрывать тот факт, что в компании есть или были проблемы. Вместо этого он расскажет проверяющим, какие меры принял для исправления конфликтной ситуации и какие уроки из нее вынес. Это позволит проверяющим увидеть полную картину произошедшего и истолковать ее в вашу пользу.

2. Нейтрализовать. Отрицательные отзывы недовольных клиентов уравновесят адекватные ответы официального представителя компании. Негативные статьи в СМИ — публикация опровержений, а скандальные видеоролики — публичные заявления.

Ситуация: клиент недоволен сервисом клиники и оставил негативный отзыв. Адекватный ответ представителя клиники с предложением разобраться в ситуации нейтрализовал его. Отрицательный отзыв есть, но вреда для клиники от него нет

3. Удаление. Токсичные статьи в СМИ, резко негативные отзывы и скандальные «разоблачения» — все это не получится нейтрализовать одним только публичным ответом. Такие материалы рекомендуется безопасно удалить, пока к ним не добавились новые.

Кейс агентства «Репутация Москва»

Клиент: учредитель нефтегазовой компании.

Проблема: клиент не прошел due diligence из-за статей, порочащих его личную жизнь. В них не было доказательств, только домыслы, но этого оказалось достаточно для получения отказа.

Сложность: клиент знал о том, что про него опубликован негатив в интернете, но не придал этому значения. Мы провели исследование репутации клиента и выяснили, что изначально статей было две. Их скопировали сайты с компроматом и вскоре их число превысило 15. Они полностью заняли поисковую выдачу по запросу «ФИО клиента». Именно такую картину обнаружили проверяющие во время проведения due diligence и отказали ему.

Решение: мы отследили все источники негативных упоминаний о клиенте. Это были СМИ разного уровня, сайты и социальные сети. Работа с каждым источником информации обладает особой спецификой. Несмотря на это мы легально и безопасно для репутации клиента удалили все материалы о нем. Проект по удалению негативных статей был выполнен менее чем за 21 день.

Итог: в результате нашей работы клиент успешно прошел проверку на благонадежность. Мы поддерживаем с ним связь, поскольку предоставляем пожизненную гарантию на удаленные материалы. На данный момент его репутации ничто не угрожает.

Негативные отзывы, статьи в СМИ и видеоролики — это не повод для отказа, а материал, с которым можно и нужно работать. Его можно переписать, изменить тональность, нейтрализовать и легально удалить. И это далеко не полный перечень того, что можно сделать с негативом во время подготовки к проведению процедуры due diligence.

Остались вопросы? Читайте наш блог, там много полезной информации. И задавайте нам ваши вопросы. Консультация эксперта по репутации бесплатная и конфиденциальная.

Категории: Кейсы
Теги: бизнес