Реальный опыт защиты авторского права на контент в интернете от серийных нарушителей и копипастеров.
Мы — агентство «Репутация Москва». 11 лет мы убираем из интернета плохие отзывы, негатив и клевету. К выходу статьи мы удалили свыше 5 тыс. ссылок на материалы, которые отрицательно влияли на жизнь и бизнес наших клиентов.
Что толкает пользователей на воровство контента? Дело в том, что в интернете созданы все условия для нарушения авторских прав:
Главная проблема авторского права в интернете в том, что большинство пользователей не знают, как отстоять свои законные интересы. Их неосведомленностью пользуются серийные нарушители и копипастеры, которые не допускают мысли, что кто-то может выйти с ними на связь и потребовать удаления украденных материалов.
Полностью обезопасить свой труд нельзя, но можно подстраховаться. Разместите на изображениях и фотографиях водяные знаки. Если речь идет о статьях, укажите в конце имя автора и поставьте значок копирайта — ©.
Это основные способы защиты авторских прав в сети Интернет. Их главная задача — напоминать пользователям о том, что у контента есть автор. Когда дело дойдет до разбирательств, вору труднее будет оправдаться, ведь его предупреждали. К тому же меры профилактики помогают уберечься от лиц, которые не знают, как не нарушать авторское право в интернете, и могли украсть чужое произведение случайно, по ошибке.
Отсутствие в Сети реальных имен вселяет в пользователей чувство вседозволенности. Все меняется, когда на их личную почту и телефон начинают приходить сообщения от владельцев контента.
По закону любое произведение науки или искусства, созданное творческим трудом, принадлежит автору. Он может требовать, чтобы другие люди считали его создателем и платили ему деньги за использование материала. В этом и заключается вся суть авторских прав. Автор может передать, продать или завещать право использования произведения в коммерческих целях, в то время как остальным делать это без его ведома запрещено законом.
Проблема: копипастеры украли из нашего блога 111 статей, а конкуренты позаимствовали кейсы, по сути присвоив наши заслуги.
Решение: мы могли подать в суд, ведь это прямое нарушение авторских прав в интернете, но финальный ценник выходил на десятки миллионов рублей — это слишком дорого. Поэтому мы использовали тот же метод, что и при работе с негативными статьями клиентов — удаление через переговоры.
Это легально и безопасно, но главное — риск повторного появления удаленных материалов ничтожно мал благодаря тому, что с нарушителями достигается договоренность. Найти контакты владельцев сайтов не составило большого труда. Часть из них разместила свои данные на сайтах. На других мы вышли, воспользовавшись историей регистрации доменных имен.
Итог: после переговоров практически 100 % владельцев сайтов, сделавших ставку на юридическую безграмотность авторов, удалили украденные статьи. Незначительный процент отказался пойти на уступки, но передумал, когда мы сообщили, что их сайты ждет:
По закону автор вправе потребовать удаления контента, добавления отметки с указанием авторства или выплаты компенсации, если суд докажет ущерб от нарушения авторских прав в интернете. Согласно части 1 статьи 146 УК РФ за плагиат, причинивший автору крупный ущерб, возможен штраф до 200 тыс. рублей и лишение свободы сроком до 6 месяцев. В остальных случаях защита авторских прав в интернете регулируется ГК и КоАП РФ.
Если переговоры не подействовали — поможет юридическое удаление информации. Статья 1301 ГК РФ предполагает выплату компенсации размером от 10 тыс. до 5 млн рублей за нарушение авторского права на контент в интернете.
Ключевые особенности защиты авторских прав в сети Интернет через суд:
Как лучше всего защитить авторское право в среде интернет? С помощью переговоров. Если договориться не получается, не спешите с подачей иска в суд. Сначала составьте и отправьте нарушителям досудебную претензию. Если разбирательство дойдет до суда, ее наличие сыграет вам на руку. Она покажет суду, что вы хотели мирно урегулировать спор, но к вам не захотели прислушаться.
Единой формы документа не существует. Обычно юристы составляют претензии с учетом обстоятельств конкретных дел, мы же дадим общие рекомендации:
«Администрации сайта url.ru, — если на сайте указана информация о владельце сайта, обязательно ее укажите, — от Иванова Ивана Ивановича (должность указывается, если документ составлен юридическим лицом), владельца ООО “Компания” ИНН 0123456789 юридический адрес (адрес для корреспонденции, если они различаются)».
«Уважаемая администрация! 01.01.23 на вашем сайте был опубликован материал “ссылка”. Довожу до вашего сведения, что авторство материала принадлежит мне. У меня имеются доказательства авторства в виде исходных материалов и черновиков произведения».
«Разместив на своем сайте авторский материал без моего ведома, вы нарушили требования законодательства РФ, а именно...»
«В связи с указанными обстоятельствами прошу удалить указанный материал с сайта и впредь не публиковать его без моего ведома и разрешения».
«Просьба ответить и принять меры в течение 15 календарных дней с момента получения претензии, иначе я буду вынужден обратиться в суд».
В конце поставьте подпись и печать, если претензия подается от юридического лица. Обычно на крупных сайтах указываются почтовые данные — можно отправить им претензию по электронной почте и продублировать ее заказным письмом с описью вложения. Если отправляете документ с помощью курьерской службы, сохраните чек как доказательство отправления претензии. В остальных случаях достаточно выслать электронное письмо на e-mail.
Если сайт, нарушивший авторское право на контент в интернете, зарегистрирован на зарубежном хостинге, претензия не поможет. Бесполезно также угрожать блокировкой Роскомнадзором, поскольку площадка не подчиняется российскому законодательству, а решение суда станет для нее лишь рекомендацией, но не руководством к действию.
Как в таком случае защитить авторское право в среде интернета? Начните с консультации эксперта — она бесплатна и конфиденциальна.