Два слова о том, как Центробанк балансирует между борьбой с инфляцией и борьбой с экономикой

2024-07-26 15:54:28 Время чтения 3 мин 19

ЦБ в очередной раз поднял ключевую ставку. Решение это скажется на каждом участнике рынка рекламы и маркетинга. Не нужно быть экономистом семи пядей во лбу, чтобы понять: повышение стоимости кредитов для коммерческих банков в очередной раз отобьет желание российских компаний развиваться взаймы. В то же время банки поднимут ставки по вкладам, заставляя жителей России откладывать деньги вместо того, чтобы жить с бо́льшим комфортом.

На выходе мы получаем ситуацию, в которой сначала, сдерживая инфляцию, падает спрос. Потом замерзает производство и снижается предложение товаров. В доведенной до абсурда ситуации у покупателя нет желания купить, у производителя нет возможности продать. Если желание купить все-таки сохраняется, то недостаток предложения взвинчивает цены. Заканчивается это все очередным витком инфляции. Цугцванг.

Российская экономика побыла шоково-рыночной всего несколько лет. Да, каждый раз было больно. До сих пор помню, как в августе 1998 года мы с мамой пришли в продуктовый магазин и за те же деньги купили в четыре раза меньше товаров. С другой стороны, обесценивающиеся средства доставались из банков, банок и матрасов, вливаясь в экономику. Кроме того, многие пользовались кризисами, видя в них пространство новых возможностей. За каждым спадом следовал стремительный рост. Сейчас на него просто нет средств.

Дешевые западные деньги пропали раз и навсегда, а теперь — надеюсь, что на время — пропали и российские. Ипотека под 19% — до последнего повышения — это сущность, которую даже сложно охарактеризовать. Олег Дерипаска, последовательно воюющий с замерзающей экономикой, — рыцарь в белых доспехах. Да, это крупный бизнес — инвестиционную активность и производство все-таки драйвят средние и малые предприниматели, — но безрыбье касается всех, кто ищет богатый улов.

Думаю, что тендерная кампания в конце года уже покажет снижение бюджетов на рекламу и маркетинг. Эффективность управления и успешность антикризисных мер станут ключевыми конкурентными преимуществами. Словом, если вы не получите корпоративный подарок к Новому году — не удивляйтесь. А лучше — дарите коллегам пояса. Будет что затягивать.