Один из ключевых факторов конверсии сайта, сервиса или мобильного приложения — юзабилити. В этой статье мы, команда разработки Sibdev, рассмотрим критерии юзабилити, примеры и составим чек-лист для его улучшения.
Юзабилити — это комфорт взаимодействия посетителя с интерфейсом, меню, формами и элементами сайта или приложения. Сюда относится всё, что может способствовать целевому действию:
Если совсем просто, то usability сайта — это одёжка, по которой пользователи составляют первое мнение о площадке, после чего пополняют ряды лояльной аудитории либо уходят к конкурентам.
Любой интернет-сервис, независимо от коммерческого или социального профиля, видит своей основной целью увеличение трафика. Разработчики добиваются этого разными средствами, но наиболее простой способ обеспечить посещаемость — сделать сервис полезным и простым. Что это значит?
В разработке юзабилити сайта важно придерживаться границ, за которыми цвет, форма и динамика перестают работать на решение задач пользователя, и становятся самоцелью.
Излишне вычурные оттенки и геометрия элементов в попытке заполнить страницу максимальным количеством информации ради привлечения внимания пользователей обычно ведут к противоположному результату — человек, раздражённый пестротой и обилием контента, закрывает сайт и уходит на более адекватный веб-ресурс.
В борьбе за клиента чаще всего побеждают сайты с лаконичным дизайном, в первую очередь, подчинённые потребностям целевой аудитории.
Удобство сайта и качество текста тесно связаны. Попадая на страницу, человек в сначала интуитивно оценивает дизайн и, если принимает его, переходит к тексту, где так же бегло «сканирует» структуру, информативность заголовков, наличие ошибок, иллюстрации, объём.
С точки зрения юзабилити размер текстового контента играет второстепенную роль, уступая приоритет качеству материала и подачи. Интересный и полезный лонгрид может работать на конверсию не хуже краткого списка преимуществ. Дело за малым — сделать чтение комфортным.
Посетитель не должен ломать голову в поиске ответов на вопросы, с которыми он пришёл на сайт. Какой бы простой/сложной не была схема интернет-ресурса клиенту нужны подсказки.
Поэтому, несмотря на то, что правила юзабилити сайта предполагают интуитивное понимание пользователем особенностей взаимодействия с интерфейсом, наличие адекватного информационного сопровождения считается обязательным условием современного веб-строительства.
Основой коммуникации между клиентом и платформой является возможность легко, быстро и в удобном формате связаться с поддержкой для решения возникших вопросов. Кнопки социальных сетей, ведущие к профилю администратора и виджет вызова — важные атрибуты любого сайта, а для коммерческой площадки, они обязательны.
Правильное меню хорошо заметно, понятно без подсказок и сразу открывает доступ к основным страницам сайта. Если же тематика веб-ресурса предполагает многоуровневую конструкцию с большим количеством подразделов, эффективным решением может стать размещение на видном месте «Карты сайта» и микроразметка «хлебные крошки». Они помогут пользователям сориентироваться, куда двигаться дальше.
Причины, вынуждающие делать анализ usability, стандартны
Как правило, аудит юзабилити применяют к уже запущенному сайту, констатируя факт провальной конверсии и пытаясь понять причины этого. Однако логика и опыт свидетельствуют: наибольшую результативность эксперименты с оптимизацией пользовательского интерфейса приносят в период разработки, до официального релиза проекта.
Перед началом активных работ команда разработчиков (аудитор) согласовывают ключевые моменты — цели и условия тестирования.
Составляется перечень проблем, после проверки которых будет сформирована стратегия решения обнаруженных ошибок.
Цель юзабилити анализа — установить, чем конкретно всплывающее окно раздражает пользователей.
Определив цели тестирования, готовят несколько версий страницы/формы/элемента, чтобы подтвердить либо опровергнуть причину проблем
Как вариант — форма содержит слишком много необязательных полей, на заполнение которых клиенты не хотят тратить время. Для проверки гипотезы необходимо сократить количество полей в контрольном образце.
Целевая аудитория — это группы людей разные по социальному статусу, полу, возрасту, географическому положению. Объединяет их одно — потребность в конкретном продукте.
Качественная оценка юзабилити сайта в такой ситуации невозможна без разработки отдельного сценария взаимодействия для всех групп. В нём прописываются практические задачи тестирования и возможные варианты их решения.
Помимо стратегических задач перед аудитом стоит продумать технические условия.
Разнообразие выбора инструментов и условий тестирования, позволяет получить более глубокие и точные результаты.
Эффективность и комфорт системы взаимодействия пользователя с веб-ресурсом достаточно просто измерить, если перевести в фактические величины. Обычно, для этого используют следующие метрики:
Названные метрики — небольшой пример возможностей, которые дают для оценки юзабилити сервисы Google Analytics (GA) и Яндекс.Метрики (ЯМ). Следует, однако, учитывать, что для отдельных показателей системы используют различные алгоритмы расчёта. Принципиального значения для идентификации и последующего контроля проблем они не имеют, но возможны погрешности.
Удобство использования сайта можно проверить несколькими способами.
Поверхностный, но быстрый и недорогой метод — комфорт использования сайта оценивают случайные люди — первые встречные, отсюда название теста.
Основная задача — выяснить, насколько удобен сервис совершенно постороннему человеку. Для получения более детальной информации с опрашиваемыми проводят блицинтервью, по результатам которого делают выводы подтверждающие либо опровергающие гипотезы о состоянии сайта.
На веб-ресурс помещается форма обратной связи с предложением поделиться замечаниями и пожеланиями относительно тестируемой системы или элемента. С позиции бюджета и времени такой подход экономит ресурсы, при этом позволяет собрать весьма ценную информацию — прямую речь пользователей.
Недостаток метода в том, что не всякий посетитель считает нужным заполнять необязательную форму. К этому можно добавить, что большинство респондентов отмечают лишь явные ошибки и неудобства, не обращая внимания на незначительные проблемы.
Классика анализа в продуктовом маркетинге, когда целевой аудитории предлагают оценить два варианта системы или объекта — страницы, формы, динамического элемента, юзабилити web-сайта.
Важное условие: различие между оригиналом и тестовой версией должно быть минимальным, в один период проверяется лишь одна гипотеза. Если этим правилом пренебречь, определить какой конкретно элемент мешает конверсии, будет сложно.
Фокус-группа использует сайт или приложение в обычном режиме. За происходящим наблюдает модератор, который присутствует в том же помещении или отслеживает действия участников при помощи Яндекс.Вебвизора либо аналогичного сервиса.
Улучшить юзабилити сайта по итогам тестирования помогает опрос, в котором каждый респондент делится личным мнением об исследуемом объекте/системе. Сопоставляя ответы с данными наблюдения, аудитор получает исчерпывающее объяснение поведению пользователей.
Тестирование с участием заведомо опытных пользователей — экспертов, которые имеют навыки реального использования аналогичных платформ/сервисов, решения идентичных задач на устройствах определённой группы.
Чтобы добиться максимально точных результатов, экспертизу проводят несколько раз, меняя условия и участников. По её итогам готовят подробный отчёт, с детальным перечнем обнаруженных недоработок и проблем, сопровождая каждую вариантами решений.
Обладая некоторым опытом, удобство использования интернет-ресурса можно оценить самостоятельно. Предлагаем список разделов с контрольными пунктами, на которые стоит обратить внимание при проверке.
Принципы юзабилити сайта из примеров в чек-листе, дают возможность каждому желающему проанализировать веб-ресурс и сделать общие выводы об уровне комфорта и удобстве взаимодействия клиентов с площадкой. Обратите внимание на некоторые особенности:
Для эффективного аудита юзабилити важны комплексность в подходе и уверенная экспертность проверяющего.
Оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/chto-takoe-usability-sajta