Существует несколько схем, по которым строятся взаимоотношения между участниками в нише заказа готовой еды.
Клиент звонит по телефону в ближайший ресторан, делает заказ и ждёт курьера у порога. На протяжении многих лет такой сервис был доминирующим, но появление интернета изменило условия и в борьбе за клиента на первое место вышли стартапы с более совершенной системой обслуживания.
Выполняют роль посредников между клиентами и ресторанами, предлагая универсальный доступ к меню через один сайт или приложение по доставке продуктов.
На сайте-агрегаторе посетитель может изучить и сравнить ассортимент, стоимость, рейтинги и отзывы не только по каждому заведению, но и блюду, а выбрав, сделать заказ в несколько кликов. Получив заявку, сервис отправляет её на выбранную кухню, там еда готовится, после чего доставляется по адресу собственным курьером заведения.
Агрегаторы значительно упрощают жизнь всем участникам рынка: клиенту получает централизованный доступ к меню и ценам всех доступных ресторанов, а самим заведениям не нужно вкладывать деньги и заниматься разработкой и продвижением фирменных сайтов.
За свои услуги посредника платформы, как правило, берут фиксированный процент от суммы заказа. Это удобно ещё и тем, что помогает избежать путаницы в прейскуранте — цена блюда на сайте и в ресторане всегда одинакова.
По аналогии с площадками-агрегаторами данная модель также позволяет изучать меню и делать заказы из разных ресторанов через один веб-ресурс. Однако при этом сервис берёт на себя решение задач, связанных с логистикой.
Предлагая заведениям-партнёрам помощь в доставке, он открывает доступ на рынок заведениям, которые не имеют материальной базы или желания заниматься обслуживанием клиентов самостоятельно.
Схема работы повторяет описанную выше, за исключением того, что на последнем этапе приготовленная еда передаётся курьеру-фрилансеру, который, подключившись к приложению, забирает в работу выгодные для себя заказы. Оплата курьерских услуг складывается из взносов клиента и заведения.
Разработка мобильного приложения доставки еды в этом случае, предполагает большие затраты, чем создание «чистого» онлайн-агрегатора. Дело в количестве участников. Здесь к интерфейсам пользователя и ресторана добавляется панель курьера, а с ней и необходимость в дополнительной организации и настройке взаимодействия между ними.
Модель подразумевает полную автономность процессов. В отличие от предыдущих вариантов такие сервисы не сотрудничают с другими заведениями и курьерскими службами, а создают собственные кухни, нанимая свой персонал поваров и курьеров.
Весь процесс построен исключительно вокруг работы над заказами навынос. Зато, фокус на приготовлении позволяет предлагать клиентам больший выбор ингредиентов и способов приготовления, а отсутствие залов и официантов снижает расходную часть и даёт возможность устанавливать низкие цены на блюда.
Мобильное приложение для доставки еды из облачной кухни — это, как правило, сложная система, включающая в себя помимо стандартного набора функций вроде выбора меню, отслеживания статуса заказа и местоположения курьера, контроль над документацией и управление бухгалтерией компании.
В контексте создания онлайн-проекта по доставке готовой еды есть несколько обязательных этапов, внимание к которым во многом определяет дальнейшую судьбу стартапа.
Опыт показывает, что продвижение любого веб-сервиса стоит начинать с небольшого сегмента, последовательно расширяя его вместе с ростом популярности. Такая стратегия позволяет получить быструю обратную связь от пользователей, избегая в первое время активной конкуренции и экономно расходуя бюджет. На что ориентироваться в первую очередь?
GrubHub, одно из топовых приложений для заказа еды, начинало с обслуживания клиентов в границах Чикаго. И лишь добившись стабильного успеха на местном уровне, бренд продолжил экспансию, расширяя географию за счёт других городов Америки. Сейчас компания представлена почти в 2,5 тыс. локациях США и Британии.
Применяя аналогичный подход, вы можете поступить так же: запустить проект в одном городе или районе, а дальше по результатам, заходить в соседние регионы.
Среди тех, кто чаще других заказывает доставку готовых обедов, выделяют несколько групп: занятые специалисты, молодёжь, родители маленьких детей, спортсмены.
Выбор целевой аудитории и составление ценностного предложения во многом определяет будущую функциональность сервиса, поэтому требует пристального внимания со стороны разработчика.
Неплохой способ заявить о себе — занять место в узкой нише, ориентируясь на клиентов по специфическим запросам: национальная кухня, домашняя еда, фастфуд или питание без сахара, морепродукты или вегетарианские блюда, комплексные офисные обеды или экзотика от шефа.
Такая стратегия маркетинга уместна для отстройки в крупных регионах, где рынок переполнен предложениями. Для городов с относительно небольшим числом потенциальных клиентов лучше использовать более универсальный подход к составлению меню.
Нельзя недооценивать влияние дизайна и юзабилити на конверсию в такой специфической нише, как доставка еды через приложение, поскольку именно зрительное восприятие и комфорт взаимодействия с интерфейсом создают позитивный/негативный пользовательский опыт, а с ним лояльность аудитории.
Планируя структуру сайта, нужно заранее понимать, какое количество участников он будет связывать: платформа-агрегатор — две группы (клиент/заведение), в остальных случаях — три (клиент/заведение/курьер). Для каждой роли создаётся отдельная панель с индивидуальным набором функций.
Заказывая еду онлайн, люди хотят видеть максимально понятные и простые сайты, на которых ничего не будет отвлекать от целевого действия — выбора блюда. Клиенту не нужны суперкреативные дизайнерские идеи, лучше позаботиться о лаконичности и комфорте.
Фокус в дизайне и юзабилити следует делать на листинге меню, эффектной презентации блюд и удобной системе поиска еды, так как именно за этим люди приходят на сайт.
Архитектура сайта и управление данными (CRM) должны быть оптимизированы, чтобы приложение для доставки еды из ресторана легко проходило модерацию поисковыми системами (Google, Яндекс и пр.) и магазинами приложений. Их лояльность — это возможность получать долю стабильного трафика бесплатно.
Не стоит забывать и об аудитории социальных сетей. Интеграция с популярными общественными платформами — один из ключевых факторов успешного SEO-продвижения.
Важный момент — сбор аналитических данных. К его обязательным элементам относится система отслеживания ивентов (важных действий клиента на сайте), подключение счётчиков Google Analytics и Яндекс.Метрики.
Эффективность сервиса онлайн-заказов еды в огромной степени зависит от того, насколько по́лно учтены местные особенности региона, в котором планируется бизнес: дизайн, оплата, гастрономические предпочтения и культурные традиции.
Помимо этого, нельзя исключать, что не все заведения общепита в целевом регионе соответствуют определенным стандартам в приготовлении пищи и условиях доставки, не имеют стабильного интернет-подключения. Возможности ресторанов, которые планируется подключать к приложению, лучше изучить заранее.
Если приложение для службы доставки еды будет служить одновременно инструментом взаиморасчётов между участниками, потребуется интеграция с платёжными шлюзами — программами автоматизации и учёта финансового трафика.
Чаще всего используют универсальные системы, которые дают возможность одновременного подключения нескольких каналов (МИР, China UnionPay, PayPal, Google Pay и т. д.). Возможность выбора платёжного инструмента — удобна клиентам.
Сообщения от сервиса нужны посетителям, чтобы следить за событиями, связанными с заказом: принятие в работу, передача курьеру и т. д. Такая опция помогает клиенту контролировать процесс, это увеличивает комфорт взаимодействия с приложением и повышает лояльность.
Обычно программы доставки используют несколько каналов оповещения:
Однако чаще всего это происходит посредством push или sms.
Создание приложения для доставки еды сложно назвать дешёвым процессом, разработка стоит серьёзных денег. Чтобы эти затраты не были напрасными, окупаемость проекта стоит просчитать заранее. Как правило, на рынке онлайн-заказов готовых блюд используют следующие варианты монетизации:
Практика показывает, что наиболее эффективной стратегией заработка на онлайн-доставке еды, является комплексный подход с использованием всех возможных способов монетизации.
Назвать точную сумму без понимания сложности (шаблон или проект с нуля), количества дополнительных функций и региональной принадлежности сайта — невозможно. К тому же не стоит забывать о разнице в ставках разработчиков.
Однозначно можно сказать одно: сделать приложение для доставки еды «на коленке» и за копейки сегодня нельзя. Рынок стартапов, связанных с онлайн-доставкой готовой продукции, насыщен сильными игроками и порог входа в него не позволяет рассчитывать на слабый бюджет.
Приблизительная стоимость разработки здесь начинается от 8-10 тыс. долларов, средняя цена качественного проекта находится в районе 20 тыс. Сроки создания приложения также зависят от сложности и составляют от 3 до 6 месяцев.
Оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/kak-sozdat-prilozhenie-dlya-dostavki-edy