Дмитрий Трепольский, директор первого в России онлайн PR-агентства PRonline, объясняет, как грамотно разделить область ответственности между директором компании и пресс-секретарём в вопросе представления бизнеса в медиа.
Это вечный вопрос в PR-деятельности, который до сих пор так и не решен. С одной стороны, пресс-секретарь — это специалист, в обязанности которого входят любые коммуникации с медиа. С другой стороны, руководитель — это лицо компании, которому доверяют и уважают. Когда перед бизнесом встает вопрос, кто может представлять интересы компании в медиа, презентовать стратегию, отвечать на вопросы журналистов, лучшим решением будет привлечение руководителя к публичным коммуникациям, ведь его статус будет положительно влиять на распространение и восприятие информации. С другой стороны, руководители предприятий, особенно крупных, очень занятые люди и не всегда могут встретиться с журналистами. Тогда на помощь приходит пиар-специалист. Итак, какие темы должны освещать только руководитель или только пресс-секретарь?
Сегодня в тренде «бизнес с человеческим лицом». Чтобы завоевать доверие публики, казаться «openmind», первым лицам компаний просто необходимо выступать в СМИ, посещать публичные мероприятия в роли спикера. Никто, кроме руководителя, не знает лучше него о главной стратегии.
Основные темы для руководителя:
- стратегическое развитие компании;
- большие и влиятельные сделки: привлечение инвестиций, слияния и тому подобное;
- изменение формы собственности;
- банкротство, закрытие бизнеса;
- сокращение персонала, вывод подразделений на аутсорсинг;
- результаты работы компании за определенный промежуток времени.
Темы, которые должен освещать руководитель, имеют стратегический характер, работают или на укрепление имиджа и репутации, или на профилактику возникновения репутационных кризисов.
Когда тандем босс-пиарщик гармонично взаимодействует, то у компании есть все шансы закрепить за собой положительный имидж в СМИ. И ответственность в этом тандеме лежит на обоих. Ведь для того, чтобы пиарщик доносил нужный месседж в СМИ, он должен понимать, чего хочет руководитель. Для этого как (минимум) нужно почаще заходить в кабинет босса и вести беседы об общих проблемах. Ощущение, когда пиарщик понимает шефа с полуслова, приходит только с годами и пережитыми вместе победами и падениями.
Основные темы для пиарщика:
- негативные ситуации, которые не имеют стратегического значения (чтобы минимизировать влияние негативной информации на имидж и репутацию руководителя);
- текущие вопросы, касающиеся работы компании, социальных или иных инициатив;
- вопросы техники безопасности (если они не связаны с авариями или трагедиями);
- организация работы предприятия, главные этапы производства.
Если коммуникации внутри компании построены должным образом, то такое распределение будет оптимальным. Кроме того, пресс-секретарь должен быть в курсе дел компании, поэтому должен:
- присутствовать на всех заседаниях и обсуждениях среди руководителей предприятий;
- регулярно получать информацию о ходе развития компании от разных отделов (производственного, отдела по руководству персоналом и других);
- регулярно общаться с руководителем, чтобы получать информацию о состоянии дел компании от первого лица.
Проверьте себя по следующим пунктам:
- Что вы хотите сказать, какой главный месседж вашего обращения, какой результат вы хотите получить после трансляции этого месседжа целевым аудиториям.
- Какие факты подтверждают ваш месседж. Соберите 1–2 факта, подтверждающие эффективность вашего решения по истории других компаний, и представьте другие факты о том, как ваше решение повлияет на имидж компании, ее сотрудников и клиентов.
- Кто ваша целевая аудитория. Ведь в общении с прессой СМИ выступают лишь ретрансляторами информации. Ваши ключевые потребители — это инвесторы, клиенты, органы местного самоуправления.
- Соберите аналитику и факты по рынку вашей компании вообще, ведь журналистов (скорее всего) будет интересовать не только позиция компании по определенному вопросу, но и ситуация на рынке, которая способствовала тем или иным действиям со стороны организации.
- Подготовьте ответы на самые распространенные вопросы журналистов. Чаще всего это будут вопросы, почему возникла необходимость сделать то или иное действие, возможные позитивные и негативные его последствия, как действие руководителя влияет на рынок в целом и на конкретный город, как компания будет бороться с негативными последствиями действия, если таковые предусмотрены.
- Делайте верные акценты. Можно часами рассказывать о достижениях компании, но не сделать важного акцента. Тогда ваша речь не будет иметь никакого положительного влияния на аудиторию.