Про HR-бренд на рынке труда говорят всё чаще. Он помогает создавать хорошую репутацию, привлекать лучших сотрудников, снижать стоимость найма и сокращать его сроки. За последние несколько лет качественный образ компании стал важен как для работодателей, так и для сотрудников: 54% компаний из исследования HH.ru ставят развитие HR-бренда отдельной задачей, а для 38% кандидатов после заработной платы важным оказывается именно HR-бренд.
Как создать бренд работодателя, который выдержит все кризисы компании и поможет нанимать лучших кандидатов в любых условиях? Вместе с Ниной Борисенко, экс-директором по HR-маркетингу Skyeng, разберёмся, что такое HR-бренд, зачем вкладывать в него ресурсы, что делать компании, чтобы выстроить устойчивый бренд, и кому лучше заниматься его разработкой.
Современный рынок труда принадлежит кандидатам, а не работодателям. Социальные процессы формируют новую реальность. Миграция трудоспособного населения, последствия демографической ямы 90-х годов, выход на пенсию значительной доли возрастных специалистов создают кадровый дефицит. Компании не могут постоянно увеличивать зарплату, поэтому в ход идут нематериальная мотивация и привлекательность для соискателей — так называемый HR-бренд.
HR-бренд нужен, чтобы нанимать в компанию лучших кандидатов, оптимизировать процессы рекрутинга, снижать затраты на подбор персонала, уменьшить текучку кадров, а также привлекать единомышленников. Расскажем, как выстраивание HR-бренда помогает увеличить число желающих работать в компании.
Как в маркетинге есть ценность продукта, так и в HR-менеджменте есть ценность компании. У организации с хорошим HR-брендом есть ответы на вопросы «Почему кандидату стоит выбрать работу здесь» и «Почему текущие сотрудники не хотят искать других работодателей». Соискатели хотят работать в популярных компаниях. Их интерес к вакансиям в конечном итоге формирует положительный HR-бренд:
Нина Борисенко за время работы директором по HR-маркетингу в Skyeng вывела эффективный алгоритм построения бренда работодателя. Вот что она предлагает:
Разберёмся подробнее в каждом из этапов.
В целеполагании важно точно обозначить результаты, к которым вы хотите прийти. И обозначить показатели, при которых вы будете считать, что цель достигнута. Проиллюстрируем пример.
Цели отличаются в зависимости от отрасли и этапа развития компании. Задача директора по персоналу — правильно сформулировать долгосрочную цель HR-команды в соответствии со стратегий компании.
После того как определили, что нужно изменить и улучшить, важно зафиксировать текущее состояние. Для этого нужно отметить параметры в точке А, в каких значениях это выражается, и спрогнозировать точку Б. Правильно будет рассчитать примерное время, за которое планируется туда прийти.
Чтобы определить, насколько эффективен HR-бренд на текущий момент, проведите исследования по четырём направлениям.
Анализ документации, связанной с персоналом. Необходимо изучить все внутренние документы и собрать в отдельный файл информацию о том, как компания относится к сотрудникам. Какие правила действуют в отношении коллег. Насколько жёсткий регламент, есть ли приятные мелочи для работников, какие существуют финансовые и нематериальные варианты поощрения. Есть ли система штрафов. Эта информация поможет определить, насколько персоналу комфортно работать в вашей организации.
Количественные и качественные опросы для внутренних сотрудников.Эффективным будет провести во всех подразделениях компании анонимное анкетирование, чтобы определить, каков её внутренний HR-бренд. Следует включить в выборку как можно больше уровней — от менеджеров до топовых руководителей. В анкете стоит предусмотреть вопросы о том, что сотрудникам нравится в работе, а что — нет. Почему с вами работают, ценят ли вас, что в вашей компании лучше, чем в других. Важно задавать как открытые, так и закрытые вопросы. На закрытые сотрудники будут отвечать «да» или «нет», на открытые им придётся написать своё мнение без шаблонов и подсказок.
В результате вы увидите, насколько люди вовлечены, лояльны и как настроены по отношению к работодателю. Соберите всю информацию в файл и систематизируйте её. Проанализируйте ответы, выделите повторяющиеся, определите сильные и слабые стороны компании, зафиксируйте нестандартные идеи.
По возможности привлекайте к опросу бывших сотрудников. Они помогут составить полную картину. В иллюстрации привели примеры открытых вопросов для действующих и бывших сотрудников.
Чтобы оценить результат, сформулируйте его в простых и понятных показателях. Например:
Проведённый анализ поможет сформировать конкурентные преимущества работодателя.
Опросы кандидатов и тех, кто мог бы ими стать. Исследование помогает понять, как компания выглядит вовне. Стремятся ли здесь работать, ждут ли вакансий от этой компании, выделяют ли её среди других.
Проводить такое исследование можно двумя способам: обратиться в агентство, которое профессионально занимается опросами, или самостоятельно собрать базу респондентов.
Внешний HR-бренд исследуют так же, как и внутренний: проводят 5–10 глубинных интервью по каждой категории соискателей. На основании ответов строят гипотезы и собирают вопросы для анкеты, чтобы проверить гипотезу.
Конкурентный анализ. Здесь компания оценивает, кто ещё борется за таких же кандидатов и что им предлагает. В анализ включают:
Провести конкурентный анализ — значит собрать информацию из открытых job-лендингов, соцсетей для текущих и будущих сотрудников, зайти на сайты-отзовики, прочитать описания вакансий. Всё то, что поможет вам понять, что компания предлагает, чем привлекает кандидатов, как описывает себя и «продаёт» идею работы.
Соберите информацию в сводную таблицу. Тогда станет понятно, почему Компания 1 может быстрее закрывать вакансии по сравнению с Компанией 3.
Важно определить единые категории и стандартизировать анализ. По результатам исследований накоплено и структурировано огромное количество информации. Что с ней делать?
EVP (Employer Value Proposition) — это ценностное предложение работодателя для взаимодействия с её бывшими, настоящими и будущими сотрудниками.
Проанализируйте собранные данные. Выделите то, что мотивирует и демотивирует работать в компании. Знание сильных и слабых сторон поможет понять, что стоит улучшать, на чём можно делать акцент в оффере, чтобы переманить целевого кандидата.
Для формирования образа работодателя выстраивается платформа бренда, по сути — его философия и идеология. Платформа, потому что она лежит в основе и делает компанию более устойчивой. Обычно это документ или таблица, в которых записаны смыслы, формирующие образ компании: миссия, ценности, позиционирование.
Вот что важно зафиксировать, чтобы сформировать EVP бренда:
Для этого собираем всю информацию в единую платформу бренда:
Всё это позволит соискателям выгодно выделять компанию среди других в нише.
Коммуникационная стратегия — совокупность способов, которыми компания будет доносить сформированные смыслы сотрудникам и кандидатам. Их много:
Коммуникационная стратегия включает в себя не только позиционирование работодателя на разных площадках. Она охватывает политику по работе с отзывами, правила создания рекламных материалов для привлечения кандидатов, этапы развития и усиления HR-бренда.
После того как провели анализ и систематизировали результаты, можно оценить затраченные усилия и свериться с установленными метриками. Если ожидания оправдались — отлично, можно ставить новые цели. Если нет — важно проанализировать проделанную работу, найти в ней слабые места и «бутылочные горлышки», исправить и попробовать снова.
Это зависит от того, какой у компании бюджет, человеческий ресурс и запасы времени. Одни нанимают HR-аналитика, который погружается в процессы и применяет инструменты из собственной практики. Другие поручают задачу своим HR-менеджерам, управленцам или сотрудникам со схожим опытом и желанием разбираться в направлении. Главное — выделить на построение бренда достаточно времени и заниматься им системно, а не по остаточному принципу.
Здесь тоже всё зависит от того, есть ли ресурсы у компании и какие она преследует цели. Важно понимать, кто потенциальный сотрудник компании и как он взаимодействует с миром. Исходя из этих параметров, можно выбрать самый эффективный способ влияния на мнение соискателей и сотрудников о компании.
Предположим, заводу нужно привлечь и удержать рабочий персонал, «синие воротнички». Для этой цели подойдут брошюры, уличные баннеры, реклама на радио и ТВ, различные печатные материалы. Очень важны формальные и неформальные корпоративные мероприятия, на которых до сотрудников и кандидатов будут доносить смыслы компании.
Если стоит задача привлечь офисных сотрудников для онлайн- и офлайн-работы, можно рассказать им о преимуществах компании на карьерном сайте и об удобстве работы с корпоративным порталом компании. Он помогает сотрудникам получить доступ ко внутренней информации и облегчает внутренние коммуникации, работу с документами и другие сценарии. В некоторых случаях будет полезно создать корпоративное мобильное приложение.
У разных инструментов разные цели. Начать можно с одного из них. Например, среди крупных компаний набирает популярность разработка собственного карьерного сайта. С этим инструментом можно привлекать соискателей не только на известных агрегаторах вакансий. Карьерный сайт помогает составить благоприятное впечатление о компании, концентрирует всю информацию в одном месте и делает отклик удобным для потенциального сотрудника. Иностудио создаёт карьерные сайты для компаний с 2020 года, одна из последних работ — сайт вакансий МТС Финтех. Здесь для соискателей доступны все вакансии и стажировки банка, лента новостей, преимущества работы и статьи о корпоративной жизни. Подробнее об этом кейсе и его результатах можно почитать в разделе «проекты» нашего сайта.
Важно использовать все перечисленные выше инструменты развития HR-бренда комплексно. Но если вы хотите начать с карьерного сайта, мы делимся гайдом о том, как самостоятельно составить ТЗ на его разработку.
Одна из целей построения HR-бренда — прийти примерно к такой воронке найма:
Важно применять разные способы взаимодействия с целевой аудиторией, постепенно наращивая популярность компании. Тогда потенциальные сотрудники будут самостоятельно мониторить вакансии компании и откликаться сразу, как только размещается информация о свободной должности.