Услуги UX-дизайна предлагают многие компании, но у них не всегда получается донести пользу этого направления работы. Чтобы людям из других сфер стало понятнее, чем занимаются UX-дизайнеры, мы собрали шесть основных вопросов, которые возникают у заказчиков. UX-дизайнер Иностудио Данил Шклярский ответил на них в этой статье.
Задача UX-дизайнера — понять проблему пользователя, разработать прототип интерфейса для её решения и проверить итоговую реализацию на практике. В основном клиенты приходят за UX-дизайном, чтобы улучшить свои бизнес-показатели за счёт положительного пользовательского опыта. Например, чем удобнее интерфейс интернет-магазина, тем выше вероятность, что посетитель оформит покупку или заинтересуется другими предложениями.
Чтобы реализовать описанную задачу выше, UX-дизайнер перед началом работы детально изучает запрос заказчика. Одному клиенту важно повысить количество пользователей приложения, другому — собрать заявки с контактами потенциальных клиентов. В зависимости от конкретной задачи UX-дизайнер продумывает разные решения для логики работы интерфейса.
UX-дизайн помогает бизнесу:
Например, если это карьерный сайт, то в нём должна быть простая и понятная для соискателя форма обратной связи. У пользователя не должно возникать вопросов, что и где заполнять, а на сам процесс заполнения должно уходить несколько минут. В этом случае выше шанс, что человек не только откликнется на вакансию, но и выберет ваш оффер среди предложений других работодателей.
Клиенту не обязательно приходить к UX-дизайнеру уже с готовым техническим заданием. Чтобы верно реализовать задумку заказчика, проводят следующие этапы работы:
Заказчик совместно с подрядчиком формулирует задание. Клиент обычно не знает, как и что именно должно работать в интерфейсе — от него требуется только видение. Чтобы сформировать конкретные требования к проекту, команда подрядчика встречается с заказчиком и узнаёт у него:
Даже если у заказчика уже есть готовое техническое задание, UX-дизайнер обязательно должен узнать всё о потенциальных или реальных пользователях. Эта информация помогает подстроить будущий интерфейс под запросы целевой аудитории и сделать его максимально удобным.
UX-дизайнер предлагает варианты пользовательского сценария. Далее проводят аналитическую работу на основе собранной информации. Задача — понять, как через интерфейс можно решить проблему пользователя. UX-дизайнер набрасывает пользовательские сценарии, разрабатывает чертежи и тестирует разные варианты.
UX-дизайнер не просто выполняет требования клиента, а подключает собственную экспертизу, чтобы решить задачи бизнеса.
UX-дизайнер дорабатывает путь пользователя. Когда получился сценарий, специалист его «дошлифовывает». Например, убирает лишние шаги, которые усложняют путь по сайту или приложению, или продумывает альтернативные сценарии.
Нет, UX-дизайнер выстраивает путь пользователя по сайту или приложению, делает продукт удобнее.
Шрифты и цвета — это дополнительные компоненты, при выборе которых используют базовые правила дизайна. Например, практически на всех сайтах считают минимальным для чтения шрифт 16 — меньший размер UX-дизайнер выбирать не будет. Чтобы подобрать конкретный шрифт, цветовую гамму, дизайнер также часто опирается на брендбук компании заказчика.
Если брендбука нет, специалист предлагает своё видение визуала и согласовывает его с клиентом.
Нет универсального пользовательского пути, который подойдёт для всех клиентов и продуктов. В проектах бывают типовые сценарии, например регистрация и авторизация, но по большей части каждый случай индивидуален. По этой причине перед сдачей решения нужно проверить, насколько его финальный вариант удобен для пользователя.
Когда UX-дизайн готов, проводят юзабилити-тестирование. Именно оно помогает понять, выполняет ли интерфейс свою задачу и насколько он удобен пользователям. Проводят тестирование следующим образом:
Тестирование считается успешным, если разработанное решение выполняет поставленную задачу. После этого уже UI-дизайнер собирает интерфейс в графическом редакторе, по которому фронтенд-разработчик будет реализовывать его.
Когда провели UX-тестирование, заказчику презентуют финальный результат. Он может быть выполнен в двух видах.
Некликабельный прототип или вайрфрейм. Это макет, в котором видно, как будет отображаться структура страницы сайта или приложения у пользователя. Дополнительно к такому прототипу прописывают, какие шаги проходит пользователь в разных сценариях.
Кликабельный прототип. В этом случае макет имитирует реально работающее решение. Например, между экранами можно переключаться так же, как это будет реализовано на сайте или в приложении.
Вместе с подрядчиком клиент смотрит прототип, тестирует его и предлагает корректировки. UX-дизайнер исправляет все недочёты — эта работа уже заложена в стоимость проекта.
В итоговом проекте такого не бывает — для этого и проводят UX-тесты. Все проблемы, баги исправляют до того, как отдают готовый продукт заказчику, ещё на этапе разработки.
Бывает и такое, что дизайн-проект выпускают в первой версии, но в дальнейшем его дорабатывают и улучшают. Например, в проекте «Тайный Санта» уже после реализации оказалось, что подбор игроков получился не слишком удобным. Этот момент исправили в следующем релизе.
Случаются и такие ситуации. Заказчик принял проект, утвердил его, но затем понял, что в нём нужно что-то изменить. В этом случае он заключает с компанией новый договор или дополнительное соглашение, чтобы внести корректировки. Перед этим UX-дизайнер обязательно анализирует, насколько нужны эти изменения и как они повлияют на удобство пользователя и показатели бизнеса.
UX-дизайн не просто делает интерфейс приложения или сайт удобнее для пользователя, но и помогает бизнесу улучшить показатели — например, конверсию, доход с продаж, узнаваемость бренда. Если вам нужна помощь в разработке дизайн-решения, оставляйте заявку на сайте Иностудио или свяжитесь с нами в мессенджерах.