Чтобы что-то пересобрать заново, сначала нужно разобрать!

2023-11-03 11:15:27 Время чтения 7 мин 3011 1
Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot

Внимание, 

У Алексея Андреева, управляющего партнера Depot, родился важный текст, не особо длинный, но весьма ценный для нашего индустриального разума и текущего момента.

Сразу к делу. Речь пойдет о ревизии нашей профессии на примере фестиваля Среда, и награды «Золотой вклад». И, чтобы не тянуть интригу, и вам же самим потом читалось легко, начну с конца: всё хорошо, no problem, на приз не претендую, Среду и Бунькова&Co люблю, сижу с ними в одном окопе, вместе топим за добро. И сейчас будет точно не критика фестиваля, хотя, все мои слова расположены до сакрального НО! А после НО, есть соображение, которое, собственно, и беспокоит меня: - ребята, мы неправильно самоидентифицируемся! 

И эта проблема касается наших бизнесов, доходов, ценообразования и отношения к нам клиентов, власти, СМИ и широкой общественности. А ну-ка вспомните свой ОКВЭД? Какие льготы вы получали от государства? В какие тендеры вас зовут, или не зовут? В каких ВУЗах обучают вашей профессии? Почему над вами смеется жена? 

Вернемся к фестивалю Среда. Вот смотрите сами, какая тут механика: наш уважаемый фестиваль собрал преселекшн, а потом из этого лонг-листа народное голосование выбрало финалистов, разных известных деятелей, кандидатов на орден «Золотой вклад». Всего десять человек. И сейчас общественность должна выбрать из них самого достойного. Ну и в чем проблема?

А в том, что голосование и сами финалисты четко отражают неактуальную проекцию на наш рынок услуг. Потому что, на самом деле, никакой единой отрасли и общей профессии уже нет, а нас, тем не менее, объединяют по несуществующей индустриальной принадлежности. Несколько лет назад Рома Фирайнер очень метко назвал подобные конкурсы «Чемпионатом по спорту». Определение - в самую точку, родная мать не сказала бы лучше! Ну, представьте, что в состязании участвуют шахматисты и тяжелоатлеты, футболисты и пловцы на спине? А победить должен всего один сильнейший.

Я смотрю на опубликованный фестивалем Среда список великих гуру профессии, и рассуждаю: в области рекламы, например, среди финалистов нет равных Андрею Губайдуллину, человеку, изменившему расклад на рынке, доказавшему всему миру, что российский креатив существует и побеждает. Тут без вариантов, золотой вклад в рекламу detected. А говоря про заслуги в дизайне, я понимаю, что альтернативы Петру Банкову среди остальных номинантов тоже не наблюдается. Ведь у нас же награда за вклад? Вот я и взвешиваю вклад каждого. Покрас Лампас – мега-дисплей, но Петя Банков с его проектами, агентствами, журналами, личной позицией и всем прочим, будет вне конкуренции.

Точно также с образованием. Из всех финалистов дольше, больше и эффективнее остальных работал и «вкладывал» Андрей Кожанов. Он столько лет вкладывал, и стольких специалистов вывел на орбиту, что ВВЕ пока должны пропустить его вперед. Но, в дизайне, по-любому, первым остается Банков, а в рекламе – Губайдуллин.

А, кстати, кто из них круче – Губайдуллин или Банков? Ведь именно на этот вопрос нужно ответить.

Что там с брендингом? Тут, коллеги, я самый большой вклад обнаружил у себя. Из присутствующих на данной доске Почёта. Из отсутствующих я бы добавил Олега Бериева, без которого я много чего не сделал бы в брендинге. И еще бы человек пять добавил, но их нет в списке финалистов.

Получается, что все (или почти все) финалисты – достойны ордена Почётного Легиона, но в своих особых компетенциях.

А теперь представим (чисто теоретически), что престижная награда, допустим, найдет меня. Буду ли я рад? Отвечаю – точно не буду! Сто пудов. Я буду неловко себя чувствовать. И не потому, что уже имею все мыслимые медали и награды, а просто мне будет дико неудобно перед коллегами-финалистами. Потому что я не заслуженнее, чем они. Потому что мы из разных видов спорта. Я что ли заслуженнее Гордона? Да, ну вас!

Мораль. Мы дожили до счастливых времен, когда знакомые слова «индустрия» и «проф-сообщество» перестали жить в единственном числе. Индустрий, связанных с коммуникациями, как оказалось, сейчас достаточно много, и сообщества у каждой индустрии – свои собственные! Со своими цеховыми правилами, легендами, героями и бесами. Это нормально, идут процессы сепарации, дезинтеграции и размежевания отраслей, ранее скопом называвшихся коммуникационными, а еще раньше – рекламными. При этом, есть и встречный курс: специализации и профессии по-новому группируются для решения комплексных задач. Происходят удивительные коллаборации и партнерства. И это самый важный позитивный тренд сегодня. Прямо, нерв! И его активно обсуждают там, на Везувии. Потому что им хочется нас посчитать, записать и, возможно, даже как-то помочь креативным индустриям. Деньгами! Ну, это если кто нуждается.

А нам, коллеги, важно четко понимать свое место, профессию, и случайно не оказаться на «чужой фанатской трибуне». Чтобы не размывать свое собственное позиционирование и не искушаться лишний раз)

Пис всем, а фестивалю Среда – долгие и многая лета-а-а!!

P.S. Я вот, что подумал, пока перечитывал свой текст – я не совсем прав, и награда "За вклад" имеет право на сборную солянку кандидатов. На церемонии Оскар так делают, там выбирают из десяти дедушек одного, и награждают. А дедушки бывают разных профессий. Поэтому пусть мои сомнения о награде "За вклад" на фестивале Среда останутся лишь метафорой, поводом для того, чтобы вы все же задумались о написанном в последнем абзаце )))