Анализируй и властвуй: как работа с данными стала настоящим и будущим госуправления

2023-06-19 19:21:06 Время чтения 10 мин 1292

Аналитика данных: от факультатива к обязательной работе

Данные – это валюта XXI века. Не секрет, что мировые и отечественные лидеры рынка, госкорпорации и, конечно же, государство системно работают с большими данными для повышения эффективности отдельных процессов, автоматизации и решения сложных задач, таких как прогнозирование рисков и моделирование различных сценариев развития. Будет при этом лукавством сказать, что культура работа с данными в госуправлении только зарождается. Наоборот, как раз в России передовые технологии анализа данных уже давно играют определяющую роль в развитии федеральных органов власти.

Media Data Driven подход

Принимая во внимание все эти факторы, сегодня мы можем с уверенностью сказать, что работа с данными и медиааналитика перестали быть для органов власти лишь факультативом, превратившись в полноценную часть их работы. И хотя многие организации вносят свой вклад в становление культуры управления на основе данных, именно «Диалог» первым институционализировал media data driven подход – концепцию госуправления с учетом анализа медиаданных. Наша цель – создавать ценность медиаданных, культивировать условия для их систематического хранения и обработки, популяризировать работу с данными на всех уровнях государственного управления.

Концепция media data driven позволяет перейти от ситуативного подхода в аналитике к полноценному управлению с помощью медиаданных. Такой подход неотрывно связан с отраслевой аналитикой и экспертной поддержкой, потому что в принятии стратегических государственных решений нельзя опираться только на данные лайков и репостов. Однако, именно медиаданные становятся тем самым инструментом, без учета которых ни одно высшее должностное лицо не возьмется за реализацию той или иной реформы или проекта.

Точки бифуркации – начало систематической работы государства в цифре

Возникает закономерный вопрос: когда работа с медиаданными обрела новую значимость и перестала быть заботой исключительно сотрудников пресс-служб? Здесь было несколько переломных моментов. Первый – это создание Центра управления регионом (ЦУР) в Московской области, который стал образцовым с точки зрения работы с обращениями граждан в интернете. Второй – внедрение при поддержке Правительства РФ мониторинговой системы «Инцидент Менеджмент» во всех субъектах страны. Третий – масштабирование опыта ЦУР Московской области на всю Россию, который стал возможен благодаря отдельному поручению Президента РФ Владимира Путина в начале 2020 года. Четвертый – последовавшая весной 2020-го пандемия коронавируса, которая обрушила на граждан не только чрезвычайно заразный страх заболеть, но и вызванный этим страхом поток фейков, заполонивший российское медиапространство. Тогда на базе «Диалога» был создан Информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом, который последовательно опровергал появлявшиеся в сети фейки и просвещал население в вопросах вакцинации.

Совокупность вышеперечисленных факторов обусловила важный сдвиг в логике действий государственных органов власти: они поняли, что паблики в соцсетях и каналы в мессенджерах стали полноценными площадками для выражения гражданской позиции и общественного мнения. На запрос населения «быть услышанным» государство ответило систематической работой в «цифре»: стали появляться телеграм-каналы оперштабов, губернаторы начали вести прямые эфиры и писать посты от первого лица, а федеральные и региональные органы власти переосмыслили свое присутствие в отечественных соцсетях, превратив свои паблики в полноценные комьюнити, в которых жалобы и предложения граждан рассматриваются в первую очередь. Всё это помогло «застолбить» за медиааналитикой важное место в развитии органов власти.

Примеры управленческих решений на основе медиааналитики

Мы разработали в «Диалоге» модельный аналитический цикл, который работает на основе жалоб пользователей: фиксируется проблема в медиапространстве; затем проводится медиааналитика, чтобы определить локализацию и фокус проблемы и дать оценку ее потенциалу эскалации; затем на результаты накладываются отраслевые данные для отражения репрезентативной картины происходящего; после чего вырабатываются наиболее оптимальные предложения по решению проблемы, на основе которых впоследствии принимается управленческое решение.

Например, созданная АНО «Диалог Регионы» инфраструктура и культура работы с аналитикой, привела к тому, что сегодня более 70 губернаторов дают свои поручения на основе анализа медиаданных. Аналитики ЦУР за два года работы помогли высшим должностным лицам принять порядка 2 тыс. управленческих решений. Кроме того, только с начала этого года губернаторами было дано более 380 протокольных поручений, направленных на решение системных проблем.

Так, один из показательных кейсов, иллюстрирующих значимость медиаданных, был в Курской области. ЦУР зафиксировал рост обращений, связанных с обеспечением лекарственными препаратами, и передал аналитические материалы губернатору области Роману Старовойту. В результате он поручил доработать схему процесса предоставления медикаментов. Кроме того, благодаря его решению было выделено дополнительное финансирование на лекарственное обеспечение жителей региона. В результате количество обращений по теме снизилось на 95%.

Еще один интересный кейс был отмечен в Белгородской области. На фоне смены подрядчика по вывозу ТКО в регионе стали фиксироваться проблемы с вывозом бытовых отходов. ЦУР Белгородской области своевременно обратил внимание на проблему, что позволило региональному министерству быстро проработать комплексное решение ситуации. Так, был налажен график вывоза ТКО с учетом времени наименьшей запаркованности участков, после чего установлены контейнеры большого объема там, где это необходимо. Также местные власти привлекли дополнительную технику для вывоза мусора дважды в день и отремонтировали подъездные пути к полигону ТКО. В результате количество жалоб снизилось в 7,5 раз.  

Новые тренды: еще один шаг на пути к предиктивной аналитике

Работу медиааналитика невозможно представить в отрыве от трендов информационного и технологического развития. Сегодня моду диктует искусственный интеллект, и его интеграция для более глубокой аналитики и автоматизации ряда процессов позволяет нам и нашим коллегам по цеху не захлебнуться в потоках обрабатываемой информации.

Вы спросите: почему именно ИИ, а не ручной труд? Ответ прост: количество обращений граждан к ведомствам и госслужащим растет в геометрической прогрессии. Только за 2022 год через систему «Инцидент Менеджмент» поступило свыше 4 млн обращений. С начала этого года «Диалог» зафиксировал порядка 1,5 млн жалоб и отработал свыше 11 тыс. рисков. Мы понимаем, что эти обращения надо не просто «накопить», их необходимо структурировать и анализировать.

Системы аналитики медиаданных на основе ИИ значительно ускоряют этот процесс, автоматически «разбивая» хаотичные массивы данных на соответствующие категории и выделяя ключевые проблемные зоны. Это позволяет выиграть время и принять оперативные решения по каждой проблеме, не допустив разрастания локального инцидента до кризиса регионального или федерального уровня.

Другой немаловажный тренд – уход от типового цикла констатации в медиааналитике, когда проблемы решались уже после того, как они были обнаружены, к полноценному циклу прогнозирования, в котором, благодаря накопленному массиву данных и их системному мониторингу, управленческие решения принимаются на упреждение. Такая схема работы позволяет сделать прогнозную модель точнее за счет своевременной работы с триггерами – «рычагами», которые провоцируют наступление определенных событий. Это способствует полноценному переходу на рельсы предиктивной медиааналитики, которая отвечает не на вопросы «Что произошло?» и «Почему произошло?», а на вопрос «Что может произойти?»

Медиааналитика как настоящее и будущее госуправления

Разумеется, в любой сфере деятельности, помимо трендов, важен визионерский подход, способность самостоятельно прокладывать те тропы, по которым завтра будет идти целая отрасль. В «Диалоге» мы сами создаем цифровые инструменты, разрабатываем и внедряем методики, которые оказывают влияние на развитие медиааналитики.

Мы находимся на старте внедрения в регионах страны разветвленной системы цифровых продуктов, которые включают прогнозные инструменты, чтобы органы власти в режиме реального времени видели полный спектр информационных рисков на год вперед и могли превентивно принимать меры, направленные на недопущение чрезвычайных ситуаций и успешное решение проблем наших граждан.

Наша главная и самая амбициозная задача – в ближайшем будущем выстроить свою работу таким образом, чтобы госорганы переосмыслили подход к предиктивной аналитике, сделав ее неотъемлемой частью своего взаимодействия с населением. Только институционализированная и принятая всеми акторами госуправления культура работы с данными позволит свести к минимуму последствия социально значимых проблем и проактивно реагировать на все типы рисков нашей турбулентной информационной эпохи.