ADSUP.ME Рекомендуем

AR и VR в мобильном маркетинге: новые реальности

24 Фев Время чтения 8 мин 1486

Рынок виртуальной реальности в 2025 году вырастет до 22 млрда долларов, на 83% больше, чем в 2022 году. Это неудивительно, ведь AR и VR открывают новые горизонты для мобильного маркетинга. Хотя их роли различаются, и у дополненной, и у виртуальной реальности есть что предложить для продвижения продукта.

Что такое AR 

AR — это технология, которая накладывает элементы цифрового контента на реальный мир через экран смартфона или AR-очки. 

Существует два основных способа использовать AR. 

Но что действительно важно для маркетологов — это то, как AR трансформирует взаимодействие пользователей с продуктом:

  • интерактивное взаимодействие с продуктом;
  • создание уникального пользовательского опыта;
  • повышение вовлеченности и коэффициента удержания пользователей в приложении. 

Как работает AR в маркетинге

Давайте рассмотрим самые интересные примеры использования этой технологии в маркетинге.

Геолокационный маркетинг 

Возьмем, к примеру, навигационные приложения с AR. Представим, что вы открываете «Яндекс.Карты» в режиме спутник на своем смартфоне, которые теперь оснащены функцией AR-навигации, и замечаете, что над некоторыми кафе «парит» чашка кофе, предлагая скидку на любимый латте. Чашки нет в реальном мире, но она отображаются виртуально на экране, предлагая скидочный купон. Это то, как компании используют геолокационный AR-маркетинг, когда пользователь находится поблизости. 

Виртуальные примерочные

Как насчет того, чтобы примерить новый свитер, не выходя из дома?

Можно открыть приложение ритейлера на телефоне, который использует технологию MobileAR, и превратить комнату в виртуальную примерочную. Например, Lamoda ещё в 2023 начала тестировать такую технологию. Ребята точно знают, что более 70% покупателей готовы приобрести товар после взаимодействия с ним в AR.

Еще раньше виртуальные примерочные запустила Gloria Jeans. Такой способ повышения конверсии и сокращения возвратов компания внедрила первой на российском рынке в 2021 году. При нажатии специальной кнопки на одежде открывается виджет с виртуальной примерочной, доступный в мобильном приложении или на сайте. 

Примеры показывают, что AR значительно расширяет количество рекламных плейсментов и предлагает более личный опыт взаимодействия с продуктом.

Что такое VR

VR —  это технология, которая полностью создает цифровую среду с помощью специального оборудования. Основой служит VR-шлем или очки, которые показывают цифровой мир прямо перед глазами. 

Дополнительно могут использоваться специальные перчатки для осязания виртуальных объектов и наушники для создания объемного звука. Все это помогает мозгу поверить в реальность цифрового пространства.

Упрощает доступ к виртуальной реальности — формат WebVR. Он работает прямо через браузер в VR-шлеме, достаточно надеть маску, открыть встроенный браузер и перейти по нужной ссылке. 

Как работает VR в маркетинге

Если мы говорим про мобильные приложения, то VR здесь вообще почти не используется из-за высоких технических требований. Рекламные возможности технологии пока ограничиваются медийной рекламой. 

Причины просты:

  1. Это не технология для быстрого использования на пару минут. VR нельзя быстро включить в метро или очереди. Нужно подготовиться и иметь оборудование под рукой: найти место, время и настроиться на погружение. 
  2. Ограниченный спектр товаров и услуг, которые можно рекламировать в VR. В основном, это внутриигровые покупки. 
  3. Отсутствие достаточного количества пользователей в VR-среде. Современный маркетинг опирается на социальное взаимодействие и возможность делиться опытом. В виртуальной реальности создать такой опыт сложнее — пользователей меньше, а переход между различными VR-приложениями не такой простой. 

Как оценить ROI от AR- и VR-маркетинга

Ключевой момент — определить KPI, которые отражают ваши бизнес-цели. Для приложений с AR/VR-функциями важны метрики взаимодействия пользователей с этим контентом. 

Нельзя забывать про издержки. Разработка AR/VR-контента требует серьезных инвестиций как на создание, так и на дальнейшую поддержку. Включите эти расходы в расчет, чтобы сравнить с улучшением ключевых показателей и выявить реальную рентабельность.

Помимо ROI пробуйте отслеживать и другие выгоды. AR/VR-кампании могут повысить лояльность пользователей, улучшить восприятие продукта, открыть новые возможности монетизации. 

Будущее VR и AR в маркетинге

VR и AR — не новые инструменты, технологии уже давно массово применяются пользователями. В любом ТЦ Москвы есть аттракционы для погружения в виртуальную реальность, на творческих выставках AR-проекты, в App Store и Google Play — приложения со встроенным AR. 

Но что ждет технологии в будущем, и как это повлияет на стратегии рекламодателей? Давайте разбираться. 

AR в маркетинге

Мы ждем всплеск креативных AR-кампаний — от виртуальных примерочных до городских квестов с призами. Что касается мобильного маркетинга, у рекламодателей есть запрос на уникальность и креативность — стандартные баннеры и ролики продолжают отлично работать, но AR привлекает своей аутентичностью. 

Запрос есть, но применяется технология пока точечно. Это редкие рекламные спецпроекты, где ТЗ включает инновационность и нестандартный подход. Почему это продолжают применять настолько индивидуально? Потому что сложно предугадать отклик и вовлеченность целевой аудитории на такую рекламную связку. Помимо этого, просто дорого. 

VR в маркетинге

Если говорить про VR, то здесь ситуация сложнее. В краткосрочной перспективе вряд ли стоит ожидать расширения рекламных возможностей. Хотя VR и открывает новые горизонты, она останется нишевой технологией, требующей особого подхода и более глубокого погружения пользователя.

Вывод

По нашим прогнозам именно AR будет драйвером инноваций в мобильном маркетинге. Правда, несмотря на плюсы, многие компании все еще находятся на стадии экспериментов с технологией. Проблемы, связанные с разработкой качественного AR-контента, интеграцией с существующими маркетинговыми стратегиями и измерением ROI пока сдерживают широкое распространение AR-маркетинга.