С 1 сентября 2025 года вступит в силу закон о запрете размещения рекламы на любых информационных площадках, сайтах, соцсетях нежелательных организаций, террористических, экстремистских организаций, а так же на всех сайтах, доступ к которым ограничен на территории России. Запрет коснется и рекламы в Instagram*.
На вопросы отвечает медиаюрист Светлана Кузеванова, эксперт Telegram-канала Маркировочная/digital с юристом, автор Telegram-канала Кузеванова рассказывает:
На каких сайтах будет запрещена реклама?
- нежелательных организаций (реестр можно посмотреть тут)
- экстремистских организаций (реестр)
- к ним относятся запрещенные соцсети
- на любых ресурсах, доступ к которым ограничен, это любые заблокированные ресурсы (реестров много, найти информацию сложно, поэтому юристы рекомендуют проверять опытным путем)
- террористических организаций (реестр)
Запрет касается всех?
Да, любых пользователей: предпринимателей, блогеров, средства массовой информации, обычных граждан.
Штрафы: кого и как накажут за нарушение?
Штрафы предусмотрены и для тех, кто приходит с рекламными кампаниями (рекламодателей) и тех, кто распространяет рекламу на запрещенных площадках (рекламораспространителей).
Ответственность, согласно закону о рекламе:
- граждане - от 2 до 2.5 тысяч рублей
- ИП и должностные лица
- от 4 до 20 тысяч рублей
- юридические лица - от 100 до 500 тысяч рублей
Каких площадок коснется запрет?
Запрет на размещение рекламы коснется не только Instagram* и Facebook*, а большого ряда информационных ресурсов.
Что можно считать рекламой в Инстаграм и на других запрещенных площадках?
Всё, что по закону может быть признано рекламой. Как мы все уже знаем, это информация о конкретном объекте рекламирования, направленная на продвижение этого объекта рекламирования на рынке и его продажу. Это касается, в том числе, услуг, товаров и мероприятий или в целом самой компании.
Из этого понятия есть исключения: например, не являются рекламой новости, аналитические материалы, информация о своей деятельности на своих же ресурсах, пользовательские отзывы и многое другое.
Как эту рекламу будут находить?
Используется механизм жалоб от неравнодушных граждан, которые обращаются и сообщают о нарушениях закона, а так же любой другой порядок, предусмотренный в законе - информация от сотрудников контролирующих органов и разные мониторинги.
А информацию размещать можно?
Всё, что не является рекламой по закону, все исключения, которые расцениваются как информирование могут использоваться для продвижения и дальше. Не запрещены органическая интеграция, обзоры, пользовательские отзывы, например, или информирование о товарах и услугах компаниями на своих ресурсах.
*Принадлежит Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена.
/ По данным 29.04.2025
Задать вопрос юристу бесплатно можно в чате Telegram-канала Маркировочная/digital с юристом
Блог на Sostav Mediacom.Expert - медиаразмещения в СМИ для компаний и экспертов.