Пленарная сессия Baltic Weekend. День первый
Крупнейший в Центральной и Восточной Европе форум экспертов по коммуникациям Baltic Weekend стартовал сегодня в Санкт-Петербурге, в отеле Corinthia. Первый день форума порадовал гостей живыми диалогами, жаркой полемикой и приятными сюрпризами.Тринадцатый по счету форум открыл председатель организационного комитета Андрей Баранников, председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), генеральный директор агентства SPN Ogilvy. На Baltic Weekend 2013 собрались 490 участников из 17 городов России и 10 зарубежных стран. И хотя форум проходит в Петербурге, жители Северной столицы составляют лишь 21% российских делегатов – 45% приезжают из Москвы и 34% из регионов, что подчеркивает статус Baltic Weekend как ключевой площадки для общения профессионалов в области коммуникаций.По словам Андрея Баранникова, в последние годы тематика форума, следуя глобальной тенденции к интеграции, вышла далеко за рамки исключительно связей с общественностью, охватывая все дисциплины коммуникаций, а также социально значимые вопросы, в которых коммуникации играют существенную роль. Поэтому мероприятие претерпело ребрендинг: в частности, из названия ушло слово "PR".Пожалуй, впервые на Baltic Weekend выступал гость из Латинской Америки – Фернандо Муза, глава Ogilvy&Mather Brazil, агентства, завоевавшего 35 наград и титул Агентства года на фестивале "Каннские Львы – 2013". Данная история – иллюстрация важности корпоративной культуры для успеха бизнеса. Достичь таких высот Фернандо помогла философия, заложенная "отцом" агентства – легендарным рекламистом Дэвидом Огилви. В ее основе лежит принцип "божественной неудовлетворенности" своей работой и восемь привычек, необходимых творческим людям: смелость, настойчивость, свобода духа, игривость, интуиция, искренность, любопытство и идеализм. Данные принципы воплотились во множестве смешных, сумасшедших и трогательных кампаний для таких брендов, как Dove, Coca Cola и других. Так, казалось бы, абстрактные идеи принесли конкретный результат: за шесть лет команда Музы взлетела с сорок третьей на первую позицию в рейтинге самых успешных офисов сети Ogilvy.Генеральный директор группы "Меркатор" Андрей Скворцов говорил о технологиях визуализации "больших данных" как инструменте честных и убедительных коммуникаций. По его мнению, формальная подача информации, общие слова и лозунги делают сообщение лживым и неискренним. "Чтобы коммуникация была честной, компания должна визуализировать все доступные данные – то есть, не только хорошее, но и плохое. Тогда ваши клиенты увидят, что вы знаете о проблемах и понимаете, что с ними делать", – убежден спикер. Андрей Скворцов подчеркнул ответственность каждого члена профессионального сообщества за формирование информационного пространства: "Если компании будут использовать прозрачную систему коммуникации, не прикрываясь слоганами, информационный воздух в нашей стране станет чище, в ней будет приятней жить".Как бы ни были привлекательны новые коммуникационные технологии, ряд российских компаний успешно обходится классическими PR-инструментами – например, "ИНТЕР РАО ЕЭС", несмотря на все сложности работы государственной компании в энергетическом секторе. "Мы самая эффективная госкорпорация, у нас самый маленький бюджет на все, что называется маркетингом и так далее, – заявил директор по связям с общественностью, руководитель департамента информационной политики "ИНТЕР РАО ЕЭС" Антон Назаров. – Мы не делаем дорогих фильмов, рекламу не крутим, ничего инновационного, масштабного у нас нет – это доказывает, что классические PR-средства достаточно эффективны".Олег Румянцев, директор Дирекции программ Совета содействия Олимпийского Комитета России, поднял тему "героев нашего времени", которая становится все более актуальной в свете приближающейся Олимпиады в Сочи. "Стране нужны герои – нужны лично каждому жителю, чтобы иметь ориентир и воспитывать детей, ведь спортсмены – не просто узнаваемые личности: это носители ценностей и настоящие, реальные герои, готовые на все ради своей страны", – утверждает он. Однако в настоящий момент в России отсутствует "система создания национальных героев"; истории о подвигах спортсменов воспринимаются лишь как очередная новость и моментально забываются. Данную проблему спикер призвал решать с помощью СМИ и специалистов по коммуникациям: открывая площадки для публикации подобных историй и поощряя их создание и распространение.Игорь Игнатьев, президент Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР), рассуждал о вопросах взаимодействия коммуникационных агентств и компаний-клиентов – в частности, вечной проблеме соответствия ожиданий заказчика и консультанта. Причину разрыва между спросом и предложением эксперт видит в следующем: "Многие агентства пытаются продавать себя и свои услуги, а не смотреть на проблему глазами клиента и решать его проблемы". В числе важных для компаний критериев отбора партнера Игорь назвал знание инноваций и умение их применять, а также глубокое понимание проблематики, креатив и интегрированный подход с использованием различных коммуникационных платформ. Игорь Игнатьев также отметил ряд актуальных тенденций рынка, среди которых – возрастание роли коммуникаций по линии GR и необходимость их координации с PR-направлением, более активное применение нишевых коммуникаций, а также возросшее значение отдельного информационного сообщения.Вячеслав Лащевский, председатель совета директоров Коммуникационной группы АГТ, сопредседатель Наблюдательного совета Национального рейтинга коммуникационных компаний, говорил об уроках данного исследования PR-отрасли, впервые проведенного в этом году. "Рейтинг – это не самоцель, это возможность посмотреть на себя со стороны", – подчеркнул эксперт. – Рейтинг способствует созданию более прозрачной среды на рынке и повышению его активности, авторитетности и публичности. Кроме того, НР2К дает возможность российским агентствам конкурировать на внешних рынках." Согласно статистике, полученной в ходе исследования, в России существует около 200 коммуникационных агентств, в которых работают порядка 1,5 тыс. сотрудников. Экспертная оценка агентского бизнеса – 18 млрд. рублей. Все эти показатели крайне малы для такой страны, как Россия. Вячеслав обратился к заказчикам: "Если вы хотите, чтобы рынок развивался, мы готовы. Но необходимо давать рынку больше денег, так как 18 миллиардов – это ничтожно".Помимо появления Национального рейтинга коммуникационных кампаний, за минувший год в жизни отрасли и отдельных ее игроков произошли и другие яркие события. Так, Ассоциация коммуникационных агентств России отпраздновала 20-летие, а одному из первых российских преподавателей PR, профессору Кире Алексеевне Ивановой, недавно исполнилось 90 лет! Все участники Baltic Weekend поздравили ее продолжительными овациями.Программу форума продолжило ток-шоу с Марианной Максимовской "Имидж России: радужные перспективы?".Международный форум Baltic Weekend проводится ежегодно с 2001 года – за это время в нем приняли участие свыше 5000 специалистов по коммуникациям из более 20 стран. Форум является совместным проектом Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) и коммуникационного агентства SPN Ogilvy.Официальный спонсор Baltic Weekend 2013 – компания «МегаФон». Спонсор – «Сколково».Генеральный информационный партнер – РБК. Генеральный радиопартнер – Business FM. Официальные информационные партнеры – Forbes, Интерфакс и Gazeta.ru. Международные партнеры – Международная ассоциация консультантов в области связей с общественностью (ICCO), Глобальный альянс по связям с общественностью и управлению коммуникациями и международный бюллетень о коммуникациях The Holmes Report. Технический партнер – Main Division.С подробной информацией о проекте, программой и спикерами можно ознакомиться на официальном сайте конференции: http://www.balticweekend.com#bw2013Дополнительная информация:Екатерина ТюкельТел.: +7 (921) 918 97 66,e-mail: e.tyukel@spnogilvy.ru