В Северной столице состоялся крупнейший в Центральной и Восточной Европе форум экспертов по коммуникациям Baltic Weekend. Мероприятие, проходившее 19-20 сентября в отеле Corinthia, посетили почти пять сотен участников из 17 городов России и 10 зарубежных стран.
По словам главы оргкомитета Baltic Weekend, председателя Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) и генерального директора агентства SPN Ogilvy Андрея Баранникова, хотя форум проходит в Петербурге, жители города на Неве составляют лишь 21% российских делегатов. 45% приезжают из Москвы и 34% из регионов, что подчеркивает статус Baltic Weekend как ключевой площадки для общения профессионалов в области коммуникаций.
Российские и зарубежные эксперты по PR, маркетингу и рекламе, топ-менеджеры компаний, представители власти, отраслевых объединений и медиабизнеса обсуждали актуальные события и насущные проблемы в жизни страны и мира сквозь призму коммуникаций.
Кульминацией форума стало ток-шоу «Имидж России за рубежом и в самой России: радужные перспективы?», которое вела известная журналистка, заместитель главного редактора телеканала РЕН ТВ Марианна Максимовская. В ходе жаркой дискуссии эксперты обменялись мнениями о событиях, всколыхнувших зарубежные СМИ и оказавших заметное влияние на имидж страны – в частности, о негативе вокруг Олимпиады в Сочи и скандальном законопроекте о запрете гей-пропаганды, автор которого, депутат ЗакСа Санкт-Петербурга Виталий Милонов, также участвовал в ток-шоу. Эксперты обращались к данным исследований восприятия России в мире (не слишком оптимистичным), сравнивали имидж нашей страны с представлениями о США и Индии и предлагали свои рецепты того, как исправить положение. Так, главный редактор портала «Частный корреспондент» Иван Засурский считает, что Россия должна признать и транслировать свою роль в мире как посланника природы, дающего планете жизненно важные ресурсы. По мнению еще одного известного медиаэксперта Константина фон Эггерта, говорить о построении имиджа России преждевременно, поскольку страна «находится в процессе построения нового общества, и мы сами еще не до конца понимаем, что нас объединяет». «Это должно вызреть изнутри», – считает спикер. Тем не менее, какие-то действия можно предпринять уже сейчас, балансируя негативную информацию о России потоком позитивных новостей. «Мы все, каждый из нас, работая в разных компаниях, структурах и ведомствах, в равной степени ответственны за то, что к нашей стране так относятся, – заявил Андрей Баранников. – И вдвойне обидно, что относительно мелкие ситуации провоцируют столь широкую дискуссию в СМИ. Не видеть ничего хорошего – категорически неправильно!»
Логическим продолжением ток-шоу стал круглый стол под названием «“Made in Russia”: будущее российских брендов», организованный агентством SPN Ogilvy. Эксперты – представители компаний «Яндекс», «АвтоВАЗ», НИС ГЛОНАСС и других – выделили несколько факторов, способных помочь отечественным торговым маркам завоевать глобальный рынок: это, в частности, наличие качественного продукта в ряде отраслей, возможность этот продукт создавать и, как одна из предпосылок, экономическая и политическая поддержка российских брендов.
Еще одной активно обсуждаемой темой стали, конечно же, Олимпийские игры и вложения в спортивный маркетинг. Олег Румянцев, директор Дирекции программ Совета содействия Олимпийского Комитета России, на пленарном заседании говорил о том, что стране нужны герои, и именно спортсмены являются реальными «героями нашего времени». Однако для этого нужно больше и качественнее рассказывать о них в СМИ. Разговор продолжился на круглом столе «Главное – участие или все для победы? Зачем компании вкладывают в спорт, и как возвращаются эти инвестиции», в котором приняли участие четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов (представивший на форуме собственный журнал «Большой спорт»), а также эксперты от ФК «Зенит», «МегаФона», IMG Consulting International, Reputation Capital и РИА «Новости». Участники говорили о том, как эффективно использовать эмоции болельщиков для формирования отношения к бренду. Подчеркивалась важность инвестиций не только в спорт высоких достижений, но и в социальные проекты: так, например, «МегаФон» проводит чемпионат России по футболу среди детских домов и школ-интернатов.
Своеобразным спортом для профессионалов PR является участие в отраслевых конкурсах. Гость из Латинской Америки Фернандо Муза, глава Ogilvy&Mather Brazil, рассказал о том, как его агентству удалось завоевать 35 наград и титул Агентства года на фестивале "Каннские Львы – 2013". Секрет – в следовании принципу "божественной неудовлетворенности" своей работой и воспитании восьми привычек творческих людей: смелость, настойчивость, свобода духа, игривость, интуиция, искренность, любопытство и идеализм. Данная философия, заложенная легендарным рекламистом Дэвидом Огилви, воплотилась в десятках блестящих кампаний Ogilvy Brazil для таких брендов, как Dove, Coca Cola и др.
Генеральный директор группы "Меркатор" Андрей Скворцов говорил о технологиях визуализации "больших данных" как инструменте прозрачных и убедительных коммуникаций: «Чтобы коммуникация была честной, компания должна визуализировать все доступные данные – то есть, не только хорошее, но и плохое». А руководитель департамента информационной политики «ИНТЕР РАО ЕЭС» Антон Назаров отстаивал использование классических PR-инструментов, эффективно работающих, несмотря на все сложности, с которыми сталкивается государственная компания в энергетическом секторе.
Вячеслав Лащевский, председатель совета директоров Коммуникационной группы АГТ, представил результаты Национального рейтинга коммуникационных компаний (НР2К), впервые проведенного в этом году. Обсуждение методологии и дальнейшего развития данного исследовательского проекта продолжилось на соответствующем круглом столе. «Рейтинг способствует созданию более прозрачной среды на рынке коммуникационных услуг и повышению его активности, авторитетности и публичности. Кроме того, НР2К дает возможность российским агентствам конкурировать на внешних рынках», – отметил эксперт. Согласно исследованию, в России существует около 200 коммуникационных агентств, в которых работают порядка 1,5 тыс. сотрудников. Экспертная оценка агентского бизнеса – 18 млрд. рублей. По мнению авторов рейтинга, эти показатели крайне малы для такой страны, как Россия, и для развития отрасли компаниям-клиентам необходимо «давать рынку больше денег».
Практическими рекомендациями о том, как получать новые контракты, с коллегами из коммуникационных агентств поделился Питер Фляйшер, партнер и старший советник Ketchum. По его мнению, конкурентным преимуществом профессионалов PR перед другими дисциплинами является навык сторителлинга: «Мы умеем рассказывать истории, которые меняют поведение, увеличивают продажи, строят репутацию и так далее». Участие в тендерах, уверен эксперт – это тот же самый сторителлинг, и Питер показал, как делать это эффективно.
А Игорь Игнатьев, президент Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР), затронул тему взаимодействия коммуникационных агентств и компаний-клиентов – в частности, вечную проблему соответствия ожиданий заказчика и консультанта: «Многие агентства пытаются продавать себя и свои услуги, а не смотреть на ситуацию глазами клиента и решать его проблемы».
Кому и за что в PR платят зарплату? Данной теме были посвящены доклад Ольги Дементьевой, консультанта в Odgers Berndtson, и панельная дискуссия Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), в рамках которой Ассоциация представила итоги исследования функционала и требований к сотрудникам ведущих российских агентств. Ольга Дементьева отметила, что, по сравнению с 2010 годом, зарплата PR-директоров в компаниях выросла на 30%. Однако и ожидают от кандидатов большего: «Идеальный PR-директор – это «человек-оркестр», способный эффективно работать с маркетингом, рекламой, инвесторами и органами государственной власти». Эксперты также отметили, что сегодня работодатель, нанимающий специалиста по коммуникациям, обращает пристальное внимание на знание иностранного языка, наличие у кандидата дополнительного образования и профессиональных сертификатов.
PR-специалисты в современном мире играют все более важную роль, поскольку самым дефицитным ресурсом на планете является доверие, констатировал Хенрик Штроер, партнер и управляющий директор Reputation Institute International. На примере исследований эксперт показал, как работает «экономика доверия» и какой финансовый эффект компании приносят симпатии стейкхолдеров. А одним из наиболее эффективных способов формирования доверия, по мнению советника Министра связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрия Сатина, является персонификация коммуникаций. «Массового потребителя не существует!» – заявил он и призвал коллег заменить практику «ковровых бомбардировок» аудитории информацией «общением от первого лица».
О кризисе доверия между участниками коммуникационного процесса говорили и на круглом столе «Как поднимать стандарты работы с информацией и растить доверие между медийным миром, обществом и бизнесом». Как отметила модератор Оксана Деревянко (Russia Today), «реалии сегодняшнего дня таковы, что журналисты настороженно относятся к официальной информации от компаний и ищут альтернативные источники сведений». Спикеры – представители ведущих СМИ и корпораций – поделились собственным опытом поиска новых форм взаимодействия, среди которых особо отметили социальные медиа. Мнения, однако, разделились: кто-то считает использование социальных сетей неоправданным риском для компании, а кто-то – самым эффективным способом общения с аудиторией.
Обсуждение вопросов взаимодействия брендов и потребителей онлайн продолжили увлекательные дебаты «Война и мир: бренды и аудитория», инициированные агентством «Социальные сети». Участники – известные блогеры и эксперты из крупных компаний – обменялись мнениями о том, каким образом брендам следует реагировать на реплики потребителей в социальных сетях. «В современных условиях избыточного предложения бал правит покупатель, а не продавец, – отметил Юрий Строфилов, Spbnews – Ведь на любое утверждение бренда покупатель может быстро найти опровержение. В этой связи любой продукт следует воспринимать как экосистему, частью которой является и потребитель».
Все эксперты согласились, что для формирования доверия к компании необходима интегрированная работа всех коммуникационных дисциплин и подразделений. Андрей Брагинский, управляющий директор по коммуникациям Московской биржи, поделился практическим примером слаженного взаимодействия между двумя службами – PR и IR: несмотря на разницу приоритетов и инструментов, данные отделы могут мирно сосуществовать и вместе работать на благо компании.
И, конечно, построить доверие невозможно без следования четким этическим нормам. Председатель совета директоров агентства «Никколо М» Игорь Минтусов, которого Андрей Баранников назвал «совестью нашей эпохи», с сожалением отметил показательный факт: в отечественных учебниках по PR, в отличие от западных, главы на тему этики зачастую отсутствуют. Спикер разобрал несколько реальных ситуаций, оказавшихся для специалистов по коммуникациям «проверкой на прочность» с точки зрения профессиональной этики.
Большое внимание на форуме по коммуникациям традиционно уделяется журналистике. Константин фон Эггерт, до недавнего времени заместитель главного редактора «Коммерсант ФМ», рассуждал о том, как изменилась журналистика и информационное пространство в целом под влиянием Интернета: ушла доминанта федеральных каналов, в Сети активна не только молодежь, но и старшие поколения, а с точки зрения коммуникаций стало важным не столько то, что и как пишут о событиях, а пишут ли об этом вообще или нет. А исполнительный директор компании «Медиалогия» Наталия Николаева проследила динамику цитируемости российских СМИ и блогов, по сравнению с прошлым годом. Среди отмеченных тенденций – повышение цитируемости региональных медиа, а среди отраслевых изданий – спортивных СМИ.
Не обошлось и без разговоров о политике. Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика», разобрал московские выборные кампании 2013 года и изменения в поведении электората (в частности, пенсионеров, которые стали «более капризны»). Эксперт посоветовал готовиться к оживлению на выборах в следующем году, отметив, что «в больших городах запрос на перемены больше, чем запрос на стабильность».
Впервые на Baltic Weekend отдельный круглый стол был посвящен развитию индустрии PR в странах бывшего СССР. Дискуссию инициировала международная коммуникационная сеть Ketchum. PR-эксперты из Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана и Таджикистана выделили ряд тенденций в формировании PR-отрасли, общих для всех государств: в частности, малое количество или полное отсутствие коммуникационных агентств, профессиональных ассоциаций и программ обучения профессии в ВУЗах, а также тот факт, что результат работы зачастую «зависит в большей степени от связей, а не собственно коммуникаций». Участники пришли к выводу о том, что страны СНГ не обязательно должны копировать историю развития коммуникационных структур на Западе – можно взять оттуда самое лучшее и найти те схемы, которые подойдут каждой конкретной стране.
Наконец, одну из самых интересных, но редко обсуждаемых открыто тем подняли эксперты круглого стола «– Хьюстон, нам бы их проблемы!» Психотерапевтические коммуникации при корпоративных, техногенных и репутационных катастрофах». Представители компаний «Яндекс», «РусГидро», «Лукойл Оверсиз», МРСК Северного Кавказа и других поделились практическими примерами «высшего пилотажа» коммуникаций в самых сложных условиях и предостерегли коллег от типичных ошибок: игнорирования проблемы и замалчивания позиции компании.
Также на Baltic Weekend были представлены две новые отечественные книги по PR. «Корифей» профессии Александр Чумиков, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг» и председатель Комитета по профессиональному образованию РАСО, презентовал серию «Современные технологии PR. Мастер-класс Александра Чумикова». Первый том серии, вышедший в августе 2013 года, посвящен антикризисным коммуникациям. А молодой автор Игорь Райхман, генеральный директор КГ «Византия», представил работу «Практика медиаизмерений» - данное пособие, не имеющее аналогов в России, обещает стать настольной книгой каждого профессионала PR, заботящегося об эффективности своей работы.
Системообразующей темой Baltic Weekend 2013 стала персональная ответственность каждого специалиста за формирование информационного пространства и развитие культуры профессиональных и этичных коммуникаций. «Мы благодарим всех коллег за очередную плодотворную встречу и надеемся, что полученные знания найдут применение в вашей ежедневной работе и вдохновят вас на новые профессиональные достижения. С нетерпением ждем вас на Baltic Weekend 2014 – как обычно, в сентябре, в Санкт-Петербурге!» – заключил председатель организационного комитета форума Андрей Баранников.
Международный форум Baltic Weekend проводится ежегодно с 2001 года – за это время в нем приняли участие свыше 5000 специалистов по коммуникациям из более 20 стран. Форум является совместным проектом Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA) и коммуникационного агентства SPN Ogilvy.
Официальный спонсор Baltic Weekend 2013 – компания «МегаФон».
Спонсор – Фонд «Сколково».
Генеральный информационный партнер – РБК.
Генеральный радиопартнер – Business FM.
Официальные информационные партнеры – Forbes, Интерфакс и Gazeta.ru. Международные партнеры – Международная ассоциация консультантов в области связей с общественностью (ICCO), Глобальный альянс по связям с общественностью и управлению коммуникациями и международный бюллетень о коммуникациях The Holmes Report.
Технический партнер – Main Division.
С подробной информацией о проекте, программой и спикерами можно ознакомиться на официальном сайте конференции: http://www.balticweekend.com
Дополнительная информация:
Екатерина Тюкель
Тел.: +7 (921) 918 97 66, e-mail: e.tyukel@spnogilvy.ru