По недавнему исследованию, 76% зумеров хотят, чтобы бренды реагировали на их мнение и обратную связь. Новое поколение считает, что способность бренда давать обратную связь – это естественно и современно. Большая часть таких отзывов — это негатив. Не думайте, что ваш ресторан плохой или недостаточно делает для своих гостей. Просто так устроена психология человека: о чем-то плохом сказать проще, чем о хорошем. Бургер был фантастически прожарен, а лист салата реально хрустел — ну это норма. А вот всего 3 кусочка огурца на котлете вместо 4 — это проблема, о которой гость точно сообщит в комментариях социальных сетей вашего ресторана. Стоит смириться и начать работать с этим. Я, Антон Удодов, CEO агентства креативного маркетинга KURAGA, вместе с командой помогаю ресторанам развивать диджитал-среду: от создания аккаунтов до менеджмента негативных отзывов. Делюсь своим опытом и 60 вариантами ответов на негатив — сохраняйте в свои скрипты.
КАК ВСТРЕЧАТЬ НЕГАТИВ? Грамотно составленный ответ на отзыв — это не просто «успокоенный» гость, это работающий инструмент укрепления лояльности и привлечения новых гостей в ресторан. Новые пользователи видят ваши ответы и осознают: «здесь можно встретить адекватное отношение», поэтому охотнее решаются на визит. Для начала поделюсь принципами построения ответа:
— выделите временной лаг на возвращение с обратной связью, ваш клиент не должен ждать долго (30-40 минут — оптимальный вариант, 1 сутки — вариант для очень занятых и важных ресторанов);
— сдерживайте эмоции при ответе на негатив;
— создайте скрипты для оперативных ответов, но всегда добавляйте что-то «от себя», гость хочет видеть и чувствовать свою уникальность;
— не делайте отписок: ваш ответ должен решать проблему гостя, а не просто создавать видимость вашей работы;
— старайтесь увести негатив в личное общение (direct, звонок, встреча в ресторане). КАК СОБИРАТЬ ОТВЕТ? Да, ответ надо именно собирать. Каждое сообщение должно строиться в формате конструктора (или бургера, как вам больше нравится) и состоять из 7 частей: 1) Личное обращение 2) Благодарность за фидбэк 3) Извинения 4) Признание ошибки 5) Описание действий для решения 6) Предложение с переходом в личное общение 7) Завершение Теперь давайте подробнее и с примерами!
1) Личное обращение
С психологической точки зрения, личное обращение сразу дает понять, что с гостем общаются не по шаблону. Если на одной странице (или под одним постом) у вас идут несколько негативных отзывов, то стоит чередовать и обращения (иначе это тоже будет восприниматься как ответ робота)
Несколько примеров (банальных, но что поделать):
2) Благодарность за фидбэк Слово «спасибо» становится еще более волшебным, когда звучит в ответ на негатив. Тем самым вы встаете на сторону гостя и соглашаетесь с его мнением
Благодарить можно не только за фидбэк или смелость, можно начать с благодарности за то, что человек вообще пришел к вам в ресторан и попробовал что-то. И не забывайте, что на открытой площадке ваш ответ прочтут и другие пользователи, поэтому ваше «спасибо» будет воспринято как признак открытости, спокойствия и адекватности. Продолжаем на примерах.
Примеры:
3) Извинения
Теперь уже наступает время действий и вам стоит начать извиняться. Если гость высказал негатив, значит, он хочет услышать извинения (даже если он отрицает это).
Важно уметь признавать ошибки, даже если они были совсем мизерными, на ваш взгляд (на столе не было перца или в салат вместо черного кунжута положили белый).
Снова примеры.
4) Признание ошибки
Любая система может дать сбой. Случившаяся ситуация — это не повод считать ваш сервис плохим, а повара или бармена недостаточно хорошими профессионалами. Примите, как факт, что негатив мог случиться, и сообщите гостю о том, что вы его услышали. Посмотрите на это с другой стороны: гость сообщил о неполадках в системе — и теперь вы можете работать над устранением причины, а не ждать еще 10 недовольных посетителей.
И еще немного скриптов:
5) Описание действий для решения
Ошибку признали, теперь надо гостю дать понять, что вы работаете над ее решением. Важно: не давайте голых обещаний, это ведь ваш бизнес, и в ваших интересах улучшать его!
Продолжение скриптов:
6) Предложение с переходом в личное общение
Разводить дебаты в комментариях — это всегда опасно. Кроме того, в этом нет смысла! Попросите у комментатора номер телефона или просто предложите ему продолжить разговор в личных сообщениях — здесь вы (и гость) будете чувствовать себя спокойнее и свободнее.
Например:
7) Завершение. И последний элемент нашего «бургера» извинений — это аккуратное завершение. Здесь важно уйти на мажорной ноте и дать понять, что вы на стороне гостя. Всегда!
Собирайте конструктор вместе и всегда помните: негатив — это лишь способ гостя выразить свое впечатление. Не принимайте близко к сердцу, не грубите в ответ и проводите настоящую работу над ошибками.