Сейчас, практически у всех брендов существует большая проблема: все хотят присутствовать в диджитал и получать от этого канала клиентов, но не все понимают, как с этим работать, тем более в наше время.
Я Антон Удодов, креативный директор агентства KURAGA, решил пойти дальше и разобрать полностью вопрос автоматизации процессов общения с клиентами.
Вот вы создали социальные сети, возможно даже TikTok завели, создали классную структуру на сайте, провели UX-тестирования, оформили страницы на сайтах с отзывами и… А дальше, что со всем этим делать?
И тут начинаются проблемы: клиент пишет в direct и не получает ответ, потому что запрос на переписку еще надо одобрить; звонит по номеру, указанному на сайте, ждет 30 минут и получает ответ от неквалифицированного специалиста, который единственный из всех сейчас свободен, но не знает продукта; или заполняет форму, которая никуда не падает, потому что ее плохо настроили.
Автоматизация поможет сразу по нескольким направлениям:
— соберет данные по клиентам в одном месте, далее вы их можете использовать для аналитики, дополнительных продаж, рассылок или сегментации;
— избавит сотрудников от рутины: начиная от техподдержки и заканчивая нашими любимыми маркетологами;
— поможет эффективно и быстро обрабатывать входящие запросы и собирать их в одном окне;
— настроит персонализацию;
— позволит собирать метрики и KPI по каждому отдельному клиенту и сотруднику, следовательно, поможет эффективнее управлять вашими бизнес-процессами.
Так как с процессами автоматизации бизнесы сталкиваются, пока еще маленькие, то найти человеческие ресурсы на все задачи практически невозможно: нет времени их обучать, на них нужен слишком большой ФОТ, да и следить за ними тоже кто-то должен. Поэтому все спасает автоматизация. Что это может быть? Чат-бот, который помогает бронировать столики; синтезированный голос, который принимает звонки и уже при необходимости переводит на менеджера; даже наклейки на столах с QR-кодами, перейдя по которым, гость может оставить впечатление от обслуживания. Рассмотрим яркие примеры автоматизации в HoReCa.
Хороший вопрос! Действительно, существует риск, что ваш ресторан будет ассоциироваться с роботизированным голосом на автоответчике. Немного советов, которые помогут это предотвратить.
1. Запишите несколько вариантов голосов на автоответчике. Лучше всего будет использовать голоса ваших официантов или хостес — так гость сразу будет знакомиться и запоминать ваших сотрудников и их стиль общения.
2. Не меняйте TOV (Tone of voice) для любых автоматических коммуникаций: пусть ваш автоматизированный голос добавляет шуточки (если у вас это принято). Для чат-бота пропишите такой сценарий, чтобы он повторял путь общения с вашими сотрудниками. Используйте ваши привычные фразы, делайте текст легким для восприятия и персонализированным.
3. Напоминайте об автоматизированных процессах: если отзыв можно оставить по QR-коду, рассказывайте об этом в социальных сетях или при личном общении с гостем. Тем самым, вы покажете гостю, что автоматизация — это лишь ваш помощник, а не замена работника.
1. Метод прогрессивного JPEG
Метод, который можно применять вообще ко всем задачам. Помните, как раньше, в далекие 00-е загружались картинки в интернете? О да, вы получали сразу качественную картинку, но по частям: вверху появлялся лоб модели, потом медленно подгружались брови, потом правый глаз. Удивительно, но все это сразу прогружалось в высоком разрешении. Но получали ли вы от этого удовольствие? А теперь представьте, если бы эта картинка прогрузилась бы полностью (пусть и в низком качестве), а потом просто со временем лучше бы проявлялась. Другое дело.
Метод JPEG подразумевает, что ваша задача в любой момент времени отчасти готова. Вы всегда видите полную картину и готовы выдать результат. Так и с автоматизацией: вы сначала поймите, зачем и что вам надо автоматизировать, потом создайте шаблон, затем согласуйте драфтовый вариант, проведите тесты и только потом делайте. И на каждом этапе у вас уже есть представление конечного результата. Это очень важно
2. Этапы
Пункт, вытекающий из предыдущего. Сколько бы ваш процесс ни длился: неделю или квартал, важно разделить его на этапы. Для более продвинутых пользователей экселя можно еще и построить дорожную карту с датами, описаниями этапов и ответственными лицами.
Когда вы пытаетесь сразу сделать все, залатать все дыры и автоматизировать каждый шаг, то обязательно появятся слепые пятна. Поэтапная работа не только систематизирует вас, но и позволяет каждый шаг рассматривать как отдельный проект, а также помогает быть уверенным, что вы ничего не упустили.
3. Все варианты
Создали чат-бота, который бронирует столики, следит за загрузкой ресторана и даже готов рассказать об акциях и скидках? Отлично, вы закрываете 90% запросов, которые поступят в бот. А теперь подумайте о тех 10%, которые будут спрашивать, какой официант сегодня работает на веранде, сколько калорий в яйцах пашот и на какой ферме вы берете молоко для капучино. Придумайте сценарии и для таких случаев. Самый оптимальный вариант: бот собирает номер телефона и сообщает гостю, что скоро с ним свяжется менеджер ресторана. Параллельно бот передает эти вопросы менеджеру, чтобы он мог подготовиться и ответить профессионально.
4. Отказ
Умейте отказывать и выбирать только важное. Не будьте ребенком, который узнал о существовании биониклов и теперь хочет всю стену в комнате ими заполнить. Узнали об инструментах автоматизации? Возьмите время, чтобы все изучить и наложить на ваш бизнес. Уверены, что половина из этого вообще не совпадает с вашими нуждами. Даже если этот инструмент эффективный и был описан в 10 статьях бизнес-медиа, это вообще не значит, что метод сработает с вами. Имейте силу отказать каким-то решениям и внедряйте только «ваше».
E-mail рассылки отлично работают в магазинах одежды, но будут ли они работать для вашего ресторана? Хотят ли вообще ваши гости читать какие-то лонгриды в почте? Чтобы потом что? Сформировать мнение, что вы скучные и старомодные? Ну уж нет.
5. Пересмотр
Настроить автоматизацию и отладить все процессы — это конечная точка первого круга. Далее вам стоит пересматривать эффективность процессов хотя бы раз в полгода. Собирайте статистику, анализируйте эффективность, собирайте фидбэк с гостей и ваших сотрудников, будьте открыты к критике, признанию провалов и работе над ошибками.
Автоматизируй, властвуй, развивай!