Мы агентство креативного маркетинга KURAGA. Команда независимых, энергичных и гибких профессионалов. Любим маркетинг и хотим делиться своей экспертизой.
Анализ конкурентов не самый легкий процесс и может проводиться в двух форматах:
В зависимости от потребностей такие данные предоставляют агентства, например, Ромир, Nilsen, а сами расчеты производят аналитики, которые транслируют основные инсайты и тенденции.
Сегодня поговорим про качественный анализ, на что стоит обратить внимание.
Выбор конкурентов и сбор данных
Тут вы сами выбираете конкурентов, ориентируясь на определенные критерии: это может быть отрасль, сфера деятельности, конкретный перечень услуг, территориальное расположений. После того, как определились с критериями и наметили список конкурентов, соберите информацию об основных конкурентах, их товарах или услугах, целевой аудитории и позиционировании на рынке. Анализируйте открытые источники, такие как веб-сайты, социальные медиа, пресс-релизы и отчеты, размещаемые в открытом доступе, чтобы понять, какие маркетинговые стратегии они используют.
Анализ продуктов/услуг
Не пропускайте этот шаг. Дьявол кроется в деталях, и даже одинаковое название услуги еще совершенно не говорит о том, что эти услуги одинаковые. Например, коммуникационная стратегия pr-агентства это совершенно иная стратегия в сравнении с коммуникационной стратегией, которую будет строить маркетинговое агентство.
Оцените позиционирование
Рассмотрите, как конкуренты позиционируют себя на рынке. Как это позиционирование считывается через картинку, тексты, форматы коммуникации, цветовые решения и т.д. Выберите тех, кто имеет сходное или близкое к вашему бизнесу позиционирование, чтобы лучше понять, как они взаимодействуют с вашей целевой аудиторией.
Маркетинговые каналы
Изучите, какие каналы маркетинга конкуренты используют для привлечения клиентов (социальные медиа, реклама, партнерства и т.д.). Иногда конкурент отваливается на этом этапе, потому что вы понимаете, что он не конкурент вовсе, потому что ваша целевая аудитория в этих каналах даже не представлена. Ну или, наоборот, данный момент позволит четко проранжировать каналы и грамотно распределить финансовые усилия.
Цена
Цена - это один из основных индикаторов при анализе конкурентов. Как минимум если вы относитесь к среднему сегменту рынка (по цене), а ваш конкурент к премиум или люксовому сегменту, то это уже сигнал для вас, что делаете вы что-то неправильно. если вы правильно определили конкурента по ценовому сегменту, то проанализируйте стратегии ценообразования конкурентов: какая наценка, прикиньте из чего складывается себестоимость, какие могут быть градации по цене, есть ли продуктовые линейки или пакеты услуг, как они могут влиять на рынок.
Сюда же вся история с промо и акциями, поскольку это управление ценой с целью стимулирования продаж. Изучите, какие маркетинговые акции, скидки или программы используют конкуренты.
Репутация и отзывы
Посмотрите рейтинги, сайты с отзывами, любые ресурсы, где фидбек оставляют клиенты. Подходите к этой истории с головой, за одно получите немало инсайтов по поводу отработки негатива.
Конкурентное преимущество
Выбирайте конкурентов, которые могут иметь аналогичные или схожие конкурентные преимущества. Это поможет вам понять, как они используют свои преимущества в маркетинговых стратегиях.
Это лишь базовые вещи, которые вы можете изучить. А самое важно в данном процессе не только максимально полно и грамотно собрать информацию (серчить придется много и хорошо), а также грамотно и профессионально ее интерпретировать ведь это все составные части общей маркетинговой стратегии. Не забывайте повторять такой анализ, потому что рынок - это динамичный организм, в котором постоянно происходят изменения.