Обеспеченность инструментами маркетинговой аналитики – это один из ключевых факторов правильного исследования конкурентной среды и успешного стратегического планирования. При этом российский рынок наполнен большим количеством качественных решений как от российских, так и зарубежных разработчиков.
Существует ряд компаний, специализирующихся на отслеживании и анализе упоминаний брендов и каких-либо событий на различных площадках в интернете. Как правило, доступ подписчикам предоставляется в виде веб-интерфейса. Поток сообщений (постов, репостов, комментариев) сервисы получают двумя основными способами: покупают у площадки и забирают через API или собирают специальными программами собственной разработки (парсят). Это базовая возможность подобных сервисов, но лидеры уже давно дополняют его разными функциями: визуализация в виде удобных дашбордов, автоматическое определение тональности сообщений и группировка их по тематикам, распознавание названий на картинках и видео, интеграция c различными системами и др.
Платформа Youscan, которая на протяжении многих лет является одним из лидеров в области мониторинга соц. сетей, в марте 2022 года объявила о том, что прекратит работу на нашем рынке. Компания продолжает оказывать услуги по текущим договорам, но только до истечения срока ранее оплаченных тарифных планов. Российские юр. лица больше не могут покупать подписку на сервис и оплачивать какие-либо услуги. Таким образом, большинство пользователей уже столкнулось или в ближайшее время столкнётся с необходимостью выбора альтернативного поставщика данных. Такая задача встала и перед нами.
Сравним четыре крупных сервиса мониторинга социальных сетей по характеристикам, которые являются ключевыми в работе агентства. В качестве источника данных для обзора воспользуемся открытой информацией с функциями и лимитами на минимальных тарифах и прайс-листами, а также нашим опытом работы с этими системами. В последнее время мы либо имели платный доступ к ним, либо пользовались демо-периодом.
Обзор не претендует на полную объективность, это лишь наш собственный взгляд на позиции игроков в этом сегменте инструментов для маркетингового анализа.
Цена в минимальном тарифе для агентств при оплате за 12 мес
• Brand Analytics – 291 600 руб.
До конца 2022 г. действует скидка 50% на первую оплату для субъектов МСП, но тогда без годовой скидки.
• Медиалогия – 360 000 руб.
• Youscan – в прошлом году убрал тарифную сетку из открытого доступа. Условия согласовываются в индивидуальном порядке, но можем утверждать, что это не самый дешевый вариантJ
• IQ Buzz – 113 760 руб. К годовой подписке добавляется еще один год бесплатного мониторинга.
Как видно, тарифы этих сервисов стартуют с разной стоимости, но и набор включенных функций и размер лимитов на них тоже сильно различаются. Ограничениями на минимальных тарифах у некоторых из представленных компаний агентству не обойтись.
Лимиты на кол-во тем мониторинга и сообщений на минимальном тарифе
• Brand Analytics – 3 темы / 5 тыс. новых сообщений в месяц (на все темы)
• Медиалогия – 5 тем / без лимита на сообщения
• Youscan – 5 тем / до 1 млн. сообщений в каждой теме
• IQ Buzz – 3 темы / до 5 тыс. сообщений в каждой теме
Лимит на сбор сообщений как новых, так и из архива – очень важное ограничение в случае анализа сообщений по очень обсуждаемым брендам или если требуется проанализировать сразу несколько марок. Даже если очень точно заданы критерии отбора упоминаний и «мусора» практически нет, в теме может хранится больше нескольких десятков тысяч сообщений.
Сбор ретроспективы на минимальном тарифе
• Brand Analytics – сбор из архива за прошедший месяц бесплатно / годовой сбор не доступен.
Архив за год с лимитом 10 тыс. сообщений на все темы в месяц можно использовать только со следующего тарифа.
• Медиалогия – сбор из архива за 12 мес бесплатно без лимита на кол-во сообщений
• Youscan – сбор из архива за прошедший месяц бесплатно / сбор за 12 мес с лимитом 500 тыс. сообщений (кол-во сборов в месяц ограничено кол-вом тем)
• IQ Buzz – сбор ретроспективы доступен только со следующего тарифа. Заявлено, что период сбора не ограничен.
Brand Analytics сильно ограничивает возможности по ретроспективному анализу. Именно такая задача часто стоит перед рекламным агентством в отличие от компаний или структур, чьей специализацией является оперативное реагирование на появление новых упоминаний бренда в интернете или СМИ (управление репутацией).
Отдельно отметим, что IQ Buzz на протяжении последних лет практически остановил собственную PR активность. В блоге компании и официальных сообществах давно нет новых постов. Ничего не слышно об обновлении платформы, а качество (полнота) сбора сообщений становится хуже. Качество мониторинга – основной момент, на котором точно не стоит экономить.
Подводить итоги в виде сводной таблицы не будем, чтобы никого не обидетьJ Очевидно, что в зависимости от задачи лучшим (и единственным подходящим) может оказаться сервис, который уступает конкурентам по каким-то другим функциям, а в рамках короткой заметки охватить весь инструментарий сложно. Тем не менее, самые базовые вещи, без которых подобное сравнение не может обойтись, были рассмотрены. Свой выбор мы сделали и продолжаем обеспечивать клиентов аналитикой, включающей мониторинг инфополя.