Ключевые запросы – это не всё, что нужно знать для продвижения сайта в поисковых системах. Важно понимать, какую поисковую систему чаще выбирает целевая аудитория, с какого устройства это делает и каким образом вводит запросы (текстовый или голосовой поиск). И уже на основе этих данных расставлять правильные приоритеты при продвижении проекта. Агентство impulse.guru (входит в группу компаний KIT SOLER) провело исследование и выяснило, какая поисковая система №1 в России в 2022 году – Яндекс или Google, а также какие поисковые системы, кроме Google, на данный момент имеют значимую долю мире.
1. В России доля Google в первой половине 2022 года составила 49,35% (все виды устройств). Она превышает долю Яндекса (48,11%), но разрыв между лидерами сократился по сравнению с первой половиной 2021 года. Другие поисковые системы (Mail.ru, Bing, DuckDuckGo) – занимают доли около 1% и менее.
Алгоритмы Яндекса и Google имеют отличия. Как правило, выдача в них будет разной по одному и тому же запросу. Оптимизаторы знают об этих отличиях и для каждого проекта выбирают приоритетную поисковую систему, которая наилучшим образом решит поставленные задачи.
Россия слишком велика и разнообразна. Экспертам знание статистики в целом по стране мало что дает. Выбор приоритетного поисковика – одна из важных целей изучения ЦА, проживающей в определенном географическом ареале и относящихся к тому или иному платящему классу. При выборе, наряду с качественными метриками ЦА, специалисты сравнивают частотность нужных запросов в Яндексе и Google.
2. В России доля Google в мобильном поиске опережает долю Яндекса на 15,7% в первом полугодии 2022 года. При этом разрыв увеличивается: в первом полугодии 2021 года разница составляла 13,58%. Одна из причин — Google по умолчанию установлен на Android и iOS.
Теперь все менее важно, какими поисковиками пользуются юзеры на десктопах. Оптимизатору важнее знать, какая поисковая система стоит на первом экране в смартфоне покупателя или клиента. По последней информации, РОСТЕСТ будет обязывать иностранных производителей ставить отечественную поисковую систему по умолчанию.
3. Не только от качества поиска зависит популярность поисковых систем в тех или иных странах. Значительное влияние могут оказывать правительства, которые борются с монополизмом Google и целенаправленно поддерживают отечественные системы.
4. В глобальном масштабе в поиске доминирует Google. Другие поисковые системы с более или менее заметной долей – Bing, Yahoo!, Яндекс и Baidu. При этом Яндекс на равных соперничает с Google в России, а Baidu — основной поисковик в Китае. Пока не вошел в пятерку мировых лидеров DuckDuckGo, но в 2022 году он уже четвертый в США и пятый — в России. Успех «поисковой Утки» объясняется ставкой на конфиденциальность пользователей, которые обеспокоены тем, что IT-гиганты собирают о них слишком много информации.
5. Альтернативные поисковые системы (Ecosia, GiveWater, You.com и др.) не занимают значительную долю поиска ни в одной стране, но удерживаются на рынке благодаря позиционированию. Они делают ставку на:
Среди большого числа поисковых систем Google является безоговорочным лидером в мире, и лишь в рунете с ним на равных конкурирует Яндекс. Правда, и в России Google вырвался вперед в наиболее перспективном виде поиска – на мобильных устройствах.
Российские SEO-специалисты в каждом проекте решают проблему, которую не знают их коллеги в Америке и Европе, а именно под какой поисковик оптимизировать сайт в первую очередь. Ответ зависит от региона, ниши бизнеса, ценового сегмента, других факторов и всегда будет разным.
Люди все больше обеспокоены сохранением своей приватности. На этом фоне возникло много поисковиков, которые не собирают и не хранят персональные данные пользователей. Лидер среди них – DuckDuckGo, который неуклонно наращивает свою долю в поиске в разных странах, включая Россию. Эта доля пока не велика, но все может измениться. Altavista, Lycos, Excite, Infoseek, Апорт – где теперь эти некогда популярные поисковые системы?
Сегодня около половины покупателей не заходят в поисковики. Они идут на маркетплейсы, тематические агрегаторы, в классифайды, отзовики и пользуются внутренним поиском этих платформ. Поиск в интернете усложняется и диверсифицируется. Одновременно становится сложнее и разнообразнее работа оптимизаторов. От SEO-специалистов ждут, что они продвинут сайты и страницы не только в традиционных поисковых системах, но и в новых вертикалях поиска.
Полную версию исследования можно скачать по ссылке.
* Для получения данных о поисковиках использовался сервис веб-аналитики StatCounter. У него большая выборка по всем странам мира, сервис подсчитывает переходы из поисковых систем, а не пользователей, то есть его данные достоверны.