Специалист по таргетированной рекламе в KIT SOLER Performance Екатерина Бочарова рассказала, как выполнить все требования закона о маркировке рекламы с помощью ОРД VK. В конце статьи — подробная схема того, что нужно сделать всем участникам рынка, чтобы передать данные о кампаниях.
1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе». Теперь каждому рекламному креативу надо присваивать идентификатор, а в течение месяца после открутки кампании — передавать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) информацию обо всей размещенной рекламе, всех участниках цепочки её распространения и условиях, на которых она показывалась.
Для передачи данных в ЕРИР перед размещением рекламы нужно зарегистрироваться у одного из операторов рекламных данных (ОРД) — напрямую направлять сведения в ЕРИР рекламодатель не может. Недавно Роскомнадзор опубликовал список ОРД, среди которых есть ОРД VK — «ВК Рекламные Технологии». Именно этим оператором проще всего пользоваться тем, кто размещает рекламу в сервисах VK.
До окончания переходного периода услуги ОРД VK бесплатны, по дальнейшим условиям информации пока нет.
Процесс передачи данных будет зависеть от того, в качестве кого вы размещаете рекламу во ВКонтакте, myTarget или VK Рекламе:
Если вы размещаете рекламу с помощью агентств или фрилансеров, вам достаточно подписать дополнительное соглашение с ними о согласии на передачу необходимых данных. Дальше за передачу данных в ЕРИР будут отвечать они. Что делать остальным, рассказываем дальше.
Во ВКонтакте, myTarget и VK Рекламе есть два типа рекламных кабинетов:
Реселлеры и сервисы, как правило, самостоятельно контролируют процесс маркировки и предлагают свой порядок действий на каждом из этапов. Мы остановимся на стандартных личных и агентских кабинетах.
Первое, что нужно сделать до запуска рекламы — принять оферту и добавить в рекламном кабинете первичную информацию о конечном рекламодателе.
Указать данные о физическом, юридическом лице, ИП или агентстве можно в настройках кабинетов ВКонтакте, myTarget и VK Рекламы.
Агентствам еще потребуется заполнить информацию по каждому из клиентов в их профилях.
Информацию о виде деятельности по ОКВЭД во ВКонтакте можно добавить на уровне рекламного объявления.
Список кодов ещё неполный: если не нашли необходимый, можно выбрать «Другое».
Принять оферту во ВКонтакте тоже можно в объявлении, а в myTarget и VK Рекламе форма согласия появится в виде всплывающего окна.
Этого достаточно, чтобы для креативов автоматически формировались токены и в месте размещения внутри объявлений отображалась пометка «Реклама».
Если вы прямой рекламодатель или агентство/фрилансер, не участвующий в расчётах, то дальнейших шагов от вас не потребуется — по окончании каждого месяца трансляции рекламы данные о показах и потраченном бюджете автоматически будут переданы в ЕРИР.
Рекламные агентства и фрилансеры, которые сами пополняют кабинеты клиентов, предварительно должны подписать с рекламодателями дополнительное соглашение о согласии на передачу данных. Также в течение 30 календарных дней после окончания каждого месяца трансляции рекламы нужно загружать в ОРД акты выполненных работ.
Пока автоматическая передача данных в ОРД возможна только из агентских кабинетов ВКонтакте и VK Рекламы — для остальных информацию придется вносить вручную.
Войти в личный кабинет ОРД можно только с помощью авторизации через myTarget. Если у вас уже есть аккаунт в myTarget, проверьте, совпадает ли ИНН во ВКонтакте с ИНН в myTarget — это значит, что аккаунты оформлены на одно юридическое лицо. Если совпадает, можно переходить к авторизации на сайте ОРД. Если ИНН не совпадает или у вас нет аккаунта myTarget, переходите в этот раздел статьи — там рассказываем, что делать.
Чтобы авторизоваться на сайте ОРД:
Затем система перенаправит вас обратно в ОРД VK, где нужно принять оферту. После этого вам нужно будет связать аккаунты ВКонтакте и myTarget, чтобы данные появились в кабинете ОРД. Для этого напишите письмо в поддержку [email protected] с такой информацией:
В теме письма напишите: «Данные для ОРД_Наименование агентства». После отправки нужно дождаться ответного письма с уведомлением о том, что данные из кабинета ВКонтакте перенесены в ОРД VK.
В этом случае нужно создать новый аккаунт на target.my.com.
Пройдите первичную регистрацию, а после этого зайдите в кабинет myTarget и завершите регистрацию. В разделе «Тип клиентского аккаунта» выберите вариант «Агентство» — другие данные о компании внутри кабинета myTarget можно не заполнять.
Теперь можно авторизоваться в ОРД VK и связать аккаунты ВКонтакте и myTarget, написав письмо в поддержку, как описано выше. После переноса данных в кабинет ОРД информация о контрагентах и договорах с ними будут автоматически перенесена из агентского кабинета ВКонтакте в кабинет ОРД VK.
Для входа в личный кабинет ОРД нужен только аккаунт в myTarget. Если он у вас уже есть, нажмите «Войти» — «Продолжить».
Введите логин и пароль для входа в кабинет myTarget и подтвердите запрос на разрешение доступа.
Затем система перенаправит вас обратно в ОРД VK — там нужно принять оферту.
Если у вас нет аккаунта в myTarget, создайте его на target.my.com.
После этого зайдите в кабинет myTarget и перейдите к регистрации аккаунта. Когда аккаунт будет готов, с его помощью можно авторизоваться в ОРД. Обязательных данных для заполнения в аккаунте myTarget нет — кабинет нужен вам только для входа в ОРД, информация из аккаунта myTarget не будет никуда подтягиваться.
После внесения информации о конечном рекламодателе и принятия оферты в кабинетах ВКонтакте, myTarget или VK Рекламе данные о показах рекламы и потраченном бюджете автоматически появятся в ЕРИР. Вам остается только в течение 30 календарных дней после окончания каждого месяца трансляции рекламы загружать в кабинет акт выполненных работ между вами и рекламодателем или всеми участниками цепочки, если их несколько.
Для этого нужно внести в ОРД информацию о себе на вкладке «Контрагенты» — кнопка «Редактировать собственного контрагента».
Затем нужно добавить информацию о контрагентах — это лица, с которыми заключён договор. Один и тот же контрагент может выступать в разных ролях и иметь разные типы — физический, юридический, иностранный и т. п. Для разных типов лиц могут требоваться разные реквизиты.
Если вы работаете с одним и тем же человеком как с ИП и как с физическим лицом, то вам нужно создать разных контрагентов, несмотря на то что их ИНН будет одинаковым. Для добавления нужно перейти на вкладку «Контрагенты» — кнопка «Создать контрагента».
После этого создайте договоры. Договоры нужно загружать до старта рекламных кампаний. Можно загружать:
Нажмите кнопку «Создать договор» на вкладке «Договоры».
И последнее — загрузите акты: ежемесячные отчеты о движении денежных средств между контрагентами.
При загрузке акта можно провести его разаллокацию — разбивку общего рекламного бюджета на несколько сумм с пояснением, кому, какая, по какому договору и за какие работы была передана.
Например, если вы не работаете с рекламодателем напрямую, а выступаете как посредник, в разбивке можно добавить договоры между всеми участниками цепочки:
Затем нужно указать сумму по каждому участнику. Например, общая сумма акта — 100 000 Р, из которых по договору с посредником 1 сумма 20 000 Р, а остальные 80 000 Р — по договору с посредником 2.
Для агентских кабинетов VK Рекламы есть специальный интерфейс, с помощью которого можно передать акты в ОРД внутри самого рекламного кабинета — отдельно переходить в ОРД VK не потребуется.
Такая упрощенная отправка актов не будет работать, если:
Раздел для передачи актов находится в блоке «Бюджет» на вкладке «Отчёты для ОРД».
Он состоит из нескольких компонентов:
1. Список отчётов, отправленных ранее и доступных для отправки. Вы можете увидеть один отчёт целиком за каждый месяц, а отчёт за предыдущий месяц появляется после 15 числа следующего месяца.
Список рекламодателей и поиск по нему, как в привычном списке клиентов в агентском кабинете. По рекламодателям отображаются поля со следующими данными:
Можно отредактировать эту информацию по клику на название рекламодателя. Что можно изменить:
Здесь в правом верхнем углу же располагается кнопка для передачи данных — «Отправить в ОРД».
Чтобы отправить акты в ОРД, нужно заполнить для каждого рекламодателя номер акта и сумму, которая попадает в акт по этому рекламодателю. Если на одного рекламодателя у вас несколько актов, заполните несколько. Если у вас один акт на несколько рекламодателей, добавьте его для каждого рекламодателя и укажите соответствующие суммы.
Отправить отчёт за месяц можно всего один раз и только целиком.
Если данные не заполнены или заполнены не полностью, на экране появится сообщение об ошибке.
После успешной отправки отчета появится соответствующий статус.
Процесс маркировки рекламы во ВКонтакте, myTarget и VK Рекламе сейчас не самый лёгкий и прозрачный — потребуется время, чтобы с ним разобраться. Со временем перенос контрагентов и договоров в ОРД VK из всех рекламных кабинетов должен автоматизироваться.
Сейчас данные передают в тестовом режиме — регуляторам нужно уточнить все нормы, а площадкам — интегрировать процессы в свои интерфейсы. Пока маркировка и передача данных не строго необходимы, но лучше заранее научиться работать с ними, чтобы избежать нарушений закона.
Ещё раз покажем все шаги для разных участников рекламной цепочки на схеме.