Манвел Манвелян, РА "БизнесПрофи"
Сегодня уже многие слышали о том, что интернет-реклама эффективна, но далеко не все уверены в её эффективности. Исходя из моего опыта общения с клиентами (а также опыта наших менеджеров), большинство предпринимателей уже пробовали интернет-рекламу, но не все из них верят в то, что она эффективна. Когда начинаешь разбираться в каждом конкретном случае, то видишь очень много ошибок в процессе "выхода" в интернет. Как показывает практика, именно эти ошибки приводят к отсутствию результата и недоверии к интернету.
Я посвящу несколько записей тому, как нужно правильно подходить к «выходу в интернет». Мне есть чем поделиться с вами в этом направлении, учитывая то, что лично мной и под моим управлением было "выпущено" в интернет более 300 сайтов, среди них были весьма сложные интернет- порталы.
Начну я с сайтов, хотя сам, считаю что «выход» в интернет нужно начинать с продвижения. Но люди настолько привыкли к тому, что выход в интернет начинается с разработки сайта, что мне не хочется сразу ломать этот стереотип, я буду постепенно маленькими шагами приводить читателя к этому.
Если вкратце
Чтобы успешно и эффективно разработать сайт и получать максимальные прибыли с его помощью, нужно принять и уяснить следующие вещи:
Для тех, кто не устал;)
Делать сайт самому, или заказывать у сына(студент факультета прикладной математики) главного бухгалтера просто глупо. Поэтому приведу два варианта подхода к выбору поставщика сайта.
Вариант 1. Как не надо заказывать сайт
Менеджер по рекламе звонит в справочную (в лучшем случае «мониторит» интернет) собирает 10-15 телефонов разработчиков сайтов и начинает звонить, задавая единственно «умный» вопрос: « А сколько стоит у вас сайт?» В ответ он получает различные ответы. Самые «профессиональные» разработчики сходу говорят цену и даже высылают прайс-лист на разработку сайта. Предложение настоящих специалистов – тех, кто не ленится поднять свою «пятую точку», приехать на встречу к клиенту и задать вопросы, разобраться в целях создания сайта и только потом озвучить стоимость. Зачастую наш «продвинутый менеджер» такие предложения отклоняет, так как он увлекается тайм-менеджментом, и ценит свое и время руководителя, и ему не до встреч. Зачем же зря напрягаться? Проще ведь открыть в компьютере десяток шаблонных предложении и прайсов по разработке сайта, сделать «серьезный» анализ и выбрать наилучшие ценовые предложения. Естественно, менеджер выбирает самые низкие цены, он же хороший сотрудник, он экономит для компании. Потом показывает руководителю, который говорит: «Хорошо, приглашай ребят, я с ними поговорю». Ребята приезжают, и задают разные вопросы типа «что вам нужно?» и т.д. И тут начинается… «Нам нужна фишка на сайте, нам нужен калькулятор, нам нужен интернет -магазин, и еще что есть крутого?» Ребята-исполнители всё записывают и говорят: «Все ок, сделаем». Руководитель выбирает, как говорится, из того, что было, того, кто предлагает низкую цену, смотрит на портфолио, причем о портфолио руководитель судит исключительно по дизайну и субъективному мнению – нравится или не нравится. Исполнители «прогибаются» в цене, как только можно, лишь бы взять заказ. Дальше руководитель выбирает одно из предложенных предложений тысяч за тридцать рублей. Так, как инстинкт ему подсказывает, что 15000 слишком дешево, а 35000 необоснованно дорого. Заключают простенький договор, особо не обращая внимания на Техническое задание, всё прописывают в общих чертах.
И это при наилучшем стечении обстоятельств, хотя часто бывает еще хуже.
С задержкой месяц-другой, с удорожанием на 20000 рублей стоимости, клиент получает наконец-таки сайт. Почему же выросла стоимость? Так ведь партнеры не сделали нормального Технического задания и проектирования! А если нет этих документов, или конкретное видение сайта расписано не подробно – начинается настоящая тягомотина … «Сделайте это так, а мне цвет дизайна не нравится, а там прикрутите ещё что то, а я думал это будет так, и вообще я хочу, чтоб на моём сайте всё крутилось и вертелось… а-а-а.. флеш! А я думал, что получится по-другому… Мне что-то не нравится….» Ну, и так далее. Сначала исполнитель делает это бесплатно, потом, когда он уже видит, что с этого проекта он ничего не зарабатывает и всё больше «уходит в убыток» исполнитель говорит об этом заказчику и тот, под страхом остаться вообще без завершенного проекта, доплачивает чтобы «доделать» нормальный сайт.
В итоге сайт обходится, пускай, в 50000.
Ну, наконец-то, прошло три месяца и сайт сделан. Круто! Так ведь, чтобы сайт работал, его надо разместить на хостинге…И тут происходит самое интересное…. Заказчику «советуют» взять «крутой хостинг», чаще всего свой собственный, например 2000 в месяц (знаю случаи и 5000 рублей).
В итоге в год затрат на хостинг получается 24000 рублей. Для сравнения, этот сайт мог спокойно работать на качественном хостинге с приемлемой ценой за 2400 в год, например, Хостинг "ТаймВэб". Ведь созданный сайт – не сверх посещаемый ресурс с серьёзными нагрузками, в конце концов.
Дальше, когда на сайте нужно менять новости, изменить информацию, заказчик понимает, что снова нужно каждый раз обращаться к исполнителю и снова платить. Исполнитель сразу же выписывает очередной счет на сопровождение сайта. В месяц «со скидкой для оптового клиента» 3500 руб., в итоге это еще 42000 руб. в год.
Проходит один-два месяца, заказчик понимает, что ему не звонят с интернета, вроде и деньги выделяют но клиентов нет.
Опять обращается к «замечательным исполнителям». А исполнители говорят, что сайт нужно продвигать, чтобы были клиенты. Заказчик осознает, что на самом деле без продвижения нельзя получать клиентов и выделяет в месяц 20000 (ср. бюджет для региональных компании) на продвижение своего сайта.
Но, так как сайт изначально не был подготовлен к продвижению, на сайте нет уникального контента ( текст на сайте «содран с дружественных сайтов»). Сайт заказчика не получает посетителей с естественной выдачи поисковых систем так называемых «низкочастотников». Заказчику обходятся дороже SEO-работы, так как сайт сделан на бесплатном движке, нет модуля и средств, автоматизирующих ручную работу с сайтом . Также заказчик делает контекстную рекламу чаще всего доверив это своему же разработчику. В итоге, за те же деньги заказчик теряет от 30-70 процентов потенциальных клиентов (при непрофессиональной организации рекламной кампании может и весь бюджет уйти в трубу). Но почти всегда минимальные потери составляют 30-40 процентов от 20000 руб. – это 7000 в месяц уходят, как говорится, коту под хвост. В год это еще +84000 рублей.
А теперь посмотрим сумму инвестиции в течение 3(средний срок службы сайта) лет на сайт который был заказан за 30000 рублей.
Итого разработка сайта 50000 рублей.
В итоге полная стоимость владения сайтом 492800 рублей за три года.
Вариант 2. Как надо заказывать сайт.
Ответственный за разработку сайта от заказчика «мониторит» интернет. Находит разработчиков сайта в своем регионе, просматривает их сайты, просматривает портфолио, смотрит то, с какими клиентами компании работают. Обращает внимание не только на дизайн, но и на систему управления контентом, с которым работает разработчик. Смотрит отзывы. Просматривает сайтов 30-50, выбирает наиболее достойных 10-15. Выписывает телефоны, начинает звонить и говорить о том, что нужен сайт, и что вы можете нам предложить. Большинство ленивых разработчиков даже не предложат встретиться, а просто отправят готовые прайсы и скажут:«выбирайте». Некоторые спросят про бриф, техническое задание… «Дайте нам тз и мы перевернем Вселенную»(между тем, почти ни один заказчик не может сделать полноценное ТЗ самостоятельно). Ответственный за разработку сайта выбирает 5 разработчиков, которые сразу спросили о том, чем занимается компания, каковы ее цели, и стараются назначить встречу для подробной беседы, затем без проблем готовы выехать к клиенту на встречу.
Назначается встреча, ответственный за разработку сайта беседует со всеми представителями, видит их видение и понимает, что наиболее логичное предложение предлагает представитель одной из 5 компании, а в частности он предлагает вести работы по созданию сайта по следующим этапам:
Сначала совместно заполнить брифы и анкеты, чтобы определится с деятельностью и особенностями компании.
После чего осуществить работы по разработке стратегии присутствия компании в интернет, куда уже входит составление подробного технического задания сайта, дизайнерского брифа и проектирование самого сайта.
Стоимость стратегии для их компании составила всего 30000 рублей, так как им нужен несложный корпоративный сайт с каталогом продукции. Для сравнения, при разработке стратегии для крупной компании с сильной конкурентной средой, интернет-магазина или интернет-портала, разработка стратегии может стоить и 90 -120 и 180 - 300 тысяч рублей. Эти инвестиции окупаются практически всегда в --- кратном размере.
После того, как эти документы готовы и заверены, привлекаются специалисты для разработки:
Итого разработка сайта 155400 рублей.
Оплата за хостинг 7200(200руб.х 36месяцв) тарифы на Хостинг "ТаймВэб".
Оплата за сопровождение сайта – 15000 рублей разовые работы и мелкие модификации в течение трех лет. Значительный эффект достигается за счет лучшей на рынке России системы управления контентом 1С- Битрикс, которая позволяет заказчику легко и просто своими силами вносить все изменения и обновления на сайт, экономя серьезные временные ресурсы.
Неэффективная переплата за счет отсутствия проектирования с учетом SEO-дружелюбности, отсутствие уникального контента на сайте, также низкокачественной организации рекламной кампании 0 (0рублейХ12 месяцев Х 3 года)
В итоге полная стоимость владения сайтом при варианте 2 составляет 177600 рублей за три года.
Выводы
В результате «умный менеджер» который хотел «сэкономить» на сайте, принес компании «неявный» убыток в в 315200 рублей = 492800 рублей (вариант 1)-177600 рублей (вариант 2)
Сайт может работать и 4-5 а то и 10 лет, у него нет «срока годности», есть только вопрос моды и имиджа. А теперь посчитаете убытки(или недополученную прибыль). Также стоит посчитать убытки, если у вас бюджет на продвижение не 20 т. руб. а 50 или 100 тыс. руб.
****
Все вышеперечисленные расчеты условны(цифры приводил из примерных расценок стоимости услуг в Краснодарском крае). Их задача показать, что стоимость разработки сайта и стоимость владения сайта это два совершенно разных понятия.
Исходя из вышеизложенного, когда вы решили заказывать сайт и ищите подрядчика остановитесь и задумаетесь. Вспомните о цели создания. Подумали. Ну, тогда сначала ищем компанию, которая будет продвигать ваши товары и услуги в интернете. А как же с сайтом? Да расслабьтесь, профессиональные продвиженцы в интернет вам сами предложат сделать сайт. Так как без инструмента нельзя получать прибыль. А сайт это именно инструмент, но не цель.
Таким образом, сначала нужно найти компанию, которая будет вам продвигать товары и услуги в интернет. И уже совместно с ней думать о разработке сайта. Но не наоборот....
При использовании или цитировании материала просьба ссылку указывать на первоисточник http://biznesblog.com/