Гибридный формат стал новой нормой работы в команде. Практически в каждой компании сегодня есть сотрудники, которые работают из дома постоянно или эпизодически, перебрались на зимовку в Азию, переехали в другие города и страны. В таких условиях перед собственниками бизнеса и руководителями стоит задача не только сохранить слаженную работу команды, но и позаботиться об эмоциональном благополучии.
Как поддерживать здоровое взаимодействие в команде? Может ли руководитель предотвратить эмоциональное выгорание сотрудников? Своим мнением и советами поделилась руководитель проекта Foodworking Татьяна Шараева.
О причинах эмоционального выгорания сотрудников написано уже немало. Я приведу только частные, которые имеют отношение непосредственно к удаленной работе.
Разница во времени. Если сотрудник находится в другом часовом поясе и часто работает по ночам, а днем старается жить полной жизнью, на его психике рано или поздно отразятся неудовлетворенные физиологические потребности. В первую очередь это касается сна. С циркадными ритмами шутки плохи.
Отсутствие четкого графика. Свобода распоряжаться временем приводит к тому, что сотрудник, наоборот, начинает чувствовать себя несвободным. Необходимость быть готовым к тому, что в любой момент на тебя может свалиться задача, провоцирует тревожность и беспокойство. Если это происходит на протяжении долгого времени, риск сойти с дистанции высок.
Непонимание процессов. Слабое представление о том, что происходит вне зоны доступа работника, может вызывать раздражение и чувство фрустрации.
Чем больше подобных вопросов, тем сильнее они влияют на психоэмоциональное состояние.
Рутинные операции. Если в задачах нет разнообразия, у сотрудника пропадает энтузиазм. Ситуация усугубляется с потерей ощутимой связи между действиями и результатами. В таких условиях часто выгорают операторы клиентского сервиса и техподдержки: изо дня в день они могут получать однотипные жалобы и давать обратную связь с обещанием «сделать все возможное, чтобы такого больше не повторилось». Если проблемы в компании не решаются системно, сотрудник чувствует себя бесполезным, а работу кажется ему бессмысленной.
Потеря связи с командой. Когда часть команды, которая продолжает работать офлайн, обсуждает в общем чате предстоящий корпоратив или понятные только им шуточки, удаленный работник острее чувствует свою отчужденность. Ему хочется или приобщиться к веселью, или ничего не знать о нем.
Проблемы в коммуникациях. Большое значение имеет то, в какое время и как именно вы общаетесь с людьми. Уважаете ли вы личное время сотрудников? Даете указания жестко и безапелляционно или мягко, но настойчиво? Проявляете ли эмпатию?
Допустим, накануне отчетного дня ваша сотрудница попала в ДТП. Она не пострадала, но из-за проволочек в ГИБДД не смогла сдать отчет заранее. Отчет нужен сегодня. У вас есть два варианта, как ее поторопить:
Очевидно, второй вариант справа более эмпатичный. Здесь вы не проявляете пассивную агрессию, а искренне интересуетесь состоянием человека и предлагаете помощь. Скорее всего, Оля соберется и сделает все сама. Левый же вариант приведет к внутреннему сопротивлению. Как результат, вы получите отчет аккурат к исходу дедлайна.
Прежде всего, стоит выстроить и соблюдать базовую культуру работы в гибридной команде. Ваши люди не должны перерабатывать. Ставить задачи нужно четко, понятно и последовательно. Задачи должны быть реалистичными, а взаимодействие — отлаженным. Я как руководитель стараюсь придерживаться следующих правил:
В последних двух пунктах вам может быть полезен проект Foodworking. Если есть возможность собраться всей командой в Москве, это можно сделать в одном из ресторанов, подключенных к платформе. А в качестве поощрения сотрудникам можно оплачивать рабочие дни в фудворкинге, где они могут отвлечься от рутины и вкусно поесть.
Подробнее о корпоративном сотрудничестве читайте в статье «Удаленка со вкусом: как сохранить лояльность гибридной команды».