Предохранитель от выгорания: как управлять гибридной командой и поддерживать сотрудников

2022-12-22 13:27:28 Время чтения 6 мин 814

Гибридный формат стал новой нормой работы в команде. Практически в каждой компании сегодня есть сотрудники, которые работают из дома постоянно или эпизодически, перебрались на зимовку в Азию, переехали в другие города и страны. В таких условиях перед собственниками бизнеса и руководителями стоит задача не только сохранить слаженную работу команды, но и позаботиться об эмоциональном благополучии. 

Как поддерживать здоровое взаимодействие в команде? Может ли руководитель предотвратить эмоциональное выгорание сотрудников? Своим мнением и советами поделилась руководитель проекта Foodworking Татьяна Шараева.

Почему сотрудники выгорают

О причинах эмоционального выгорания сотрудников написано уже немало. Я приведу только частные, которые имеют отношение непосредственно к удаленной работе. 

Разница во времени. Если сотрудник находится в другом часовом поясе и часто работает по ночам, а днем старается жить полной жизнью, на его психике рано или поздно отразятся неудовлетворенные физиологические потребности. В первую очередь это касается сна. С циркадными ритмами шутки плохи.

Отсутствие четкого графика. Свобода распоряжаться временем приводит к тому, что сотрудник, наоборот, начинает чувствовать себя несвободным. Необходимость быть готовым к тому, что в любой момент на тебя может свалиться задача, провоцирует тревожность и беспокойство. Если это происходит на протяжении долгого времени, риск сойти с дистанции высок. 

Непонимание процессов. Слабое представление о том, что происходит вне зоны доступа работника, может вызывать раздражение и чувство фрустрации.

  1. «Почему согласование проекта затягивается на недели?»
  2. «Когда починят наконец баг, о котором я сообщил еще месяц назад?»
  3. «Почему все уже в курсе, а я узнаю все в последний момент?»

Чем больше подобных вопросов, тем сильнее они влияют на психоэмоциональное состояние.

Рутинные операции. Если в задачах нет разнообразия, у сотрудника пропадает энтузиазм. Ситуация усугубляется с потерей ощутимой связи между действиями и результатами. В таких условиях часто выгорают операторы клиентского сервиса и техподдержки: изо дня в день они могут получать однотипные жалобы и давать обратную связь с обещанием «сделать все возможное, чтобы такого больше не повторилось». Если проблемы в компании не решаются системно, сотрудник чувствует себя бесполезным, а работу кажется ему бессмысленной. 

Потеря связи с командой. Когда часть команды, которая продолжает работать офлайн, обсуждает в общем чате предстоящий корпоратив или понятные только им шуточки, удаленный работник острее чувствует свою отчужденность. Ему хочется или приобщиться к веселью, или ничего не знать о нем. 

Проблемы в коммуникациях. Большое значение имеет то, в какое время и как именно вы общаетесь с людьми. Уважаете ли вы личное время сотрудников? Даете указания жестко и безапелляционно или мягко, но настойчиво? Проявляете ли эмпатию? 

Допустим, накануне отчетного дня ваша сотрудница попала в ДТП. Она не пострадала, но из-за проволочек в ГИБДД не смогла сдать отчет заранее. Отчет нужен сегодня. У вас есть два варианта, как ее поторопить:

Очевидно, второй вариант справа более эмпатичный. Здесь вы не проявляете пассивную агрессию, а искренне интересуетесь состоянием человека и предлагаете помощь. Скорее всего, Оля соберется и сделает все сама. Левый же вариант приведет к внутреннему сопротивлению. Как результат, вы получите отчет аккурат к исходу дедлайна.

Как предотвратить выгорание удаленных сотрудников

Прежде всего, стоит выстроить и соблюдать базовую культуру работы в гибридной команде. Ваши люди не должны перерабатывать. Ставить задачи нужно четко, понятно и последовательно. Задачи должны быть реалистичными, а взаимодействие — отлаженным. Я как руководитель стараюсь придерживаться следующих правил:

  1. быть в курсе жизненных обстоятельств и интересов удаленных сотрудников, чтобы в нужный момент проявить эмпатию, но не вдаваться в частности и уважать границы; 
  2. проводить регулярные созвоны по Zoom для обсуждения задач и результатов, чтобы сотрудники осознавали свою сопричастность и вклад в общее дело;
  3. не писать в нерабочее время, даже если так удобнее, когда нужно не забыть  о чем-то сообщить, создаю отложенные сообщения в Телеграм;
  4. давать пространство для общения на свободные темы — у нас есть отдельный чат для шуточек, обмена новостями и мемами;
  5. замечать достижения и поощрять результаты, например, отправить интересную и полезную книгу сотруднику в другой город;
  6. проводить неформальные встречи как офлайн, так и онлайн — в формате квизов, совместных праздничных чаепитий или просмотров кино.

В последних двух пунктах вам может быть полезен проект Foodworking. Если есть возможность собраться всей командой в Москве, это можно сделать в одном из ресторанов, подключенных к платформе. А в качестве поощрения сотрудникам можно оплачивать рабочие дни в фудворкинге, где они могут отвлечься от рутины и вкусно поесть.

Подробнее о корпоративном сотрудничестве читайте в статье «Удаленка со вкусом: как сохранить лояльность гибридной команды».