Рассказываю о своих предпринимательских факапах в трёх стыдных историях

2024-08-13 13:16:57 Время чтения 10 мин 256

Как я открыл провальный IT-стартап, потерял деньги из-за отсутствия договора и добровольно отдал почти полностью готовый проект другой компании.

Меня зовут Евгений Боровков, и я предприниматель. Развиваю свою IT-компанию «Искусство Автоматизации» и с интересом слежу за сферой интернет-технологий.

Всю жизнь я стремился сделать что-то своё — и сейчас, когда я к этому пришёл, самое время порефлексировать о прошлом. Ведь не всё было гладко на этом пути, как я бы ни пытался контролировать каждую деталь.

Первый бизнес

Заниматься предпринимательством я начал достаточно рано — в 17-18 лет. Я тогда учился в техникуме и начал понимать, что неплохо было бы иметь свои деньги.

Казалось, что единственный вариант — это что-то кому-то продавать. Поэтому через друзей я познакомился с топ-менеджером крупной оптовой базы цветов в Питере, который согласился отдавать мне товар так дёшево, что в дальнейшем это помогало мне продавать цветы любому цветочному магазину — и при этом я всё ещё оставался в хорошем плюсе.

Эта амбициозная деятельность пришлась как раз на тот период, когда цветочный бизнес начал переживать трансформацию рынка. Владелец того склада как раз был одним из первых, кто начал возить крупные партии цветов из онлайна.

Но в этой истории важно другое — я сотрудничал с малознакомым человеком. У нас была только устная договорённость, которой на тот момент было достаточно, чтобы я мог свободно ходить на его склад и покупать всё, что мне нужно.

Мне нравилась эта свобода, меня радовали мои честно заработанные деньги. Но однажды это сотрудничество закончилось — также быстро, как и началось.

Помню, что как обычно тогда подъехал к складу и сказал своё заветное «Я к Васе» возле шлагбаума перед въездом. А мне в ответ: «Вася здесь больше не работает».

Я попытался решить вопрос, пробившись на склад, но те, с кем Вася работал, готовы были сотрудничать уже на новых условиях. Я предпочёл на этом и закончить — издержки для молодого меня стали слишком большими.

Вывод: устной договорённости с малознакомыми людьми недостаточно. Я понял это к 19 годам, и этот урок стоил мне много тысяч рублей.

Стартап с другом

Вторая история случилась в университете. Идея сделать что-то айтишное пришла мне в голову во время бега на физкультуре. Я рассуждал так: интернетом пользуются многие, поэтому я могу получить внимание сразу миллионов людей — и усилий при этом я приложу меньше, чем в офлайн-бизнесе.

Попробовать сделать продукт я решил со своим новым знакомым. Он умел в программирование, поэтому всё сложилось удачно. Мы сфокусировались на создании мобильного приложения. А потом другого. А затем ещё нескольких.

Конечно, мы ничего не заработали. Но благодаря этой затее я получил новый опыт. Я наконец-то понял, что такое IT и как там всё устроено. Разобрался с маркетами приложений и даже успел понервничать, выкладывая своё приложение в стор. И всё это на втором курсе неайтишного университета.

Вывод: есть желание — появятся и люди для его реализации. Но даже если проект не принесёт денег, можно получить и другую ценность — новый опыт.

Потеря проекта

Вернёмся ближе к нашему времени — в 2019 год. У меня теперь своя компания — агентство по разработке ПО на заказ. В портфолио уже много кейсов крупных брендов и государственных компаний. Но тут появляется клиент, который переворачивает моё представление о сотрудничестве.

Сначала всё было как обычно. Приходит человек, который представляется Иваном из крупного учебного заведения (здесь я позволю себе чуть изменить информацию, чтобы оставить её конфиденциальной).

Мы проводим с ним бриф и фиксируем требования. Дальше готовим презентацию — техническое обоснование проекта — и защищаем наше решение на предварительной комиссии.

Следующий шаг — подготовка тендерной документации. С тендерами мы раньше не работали, и вот как раз эта неопытность сыграла с нами злую шутку. Хотя в тот момент всё казалось под контролем.

Иван знакомит нас с людьми из тендерного отдела, от которых мы получаем увесистый список шаблонов. Сейчас я понимаю, что уже на этом моменте можно было задуматься и сказать: «Погодите, мы сделали уже немало, а написание ЧТЗ — это хороший кандидат на список работ в рамках самого контракта». Но такой мысли тогда не было. Был фокус на конечную цель — получить тендер.

На составление ЧТЗ мы снова потратили много времени. Параллельно с этим не стеснялись делиться своим опытом — консультировали отдел разработки на тему модернизации их API. Впереди наше сотрудничество, не зря ведь стараемся.

Спустя месяц мы передаём готовое ЧТЗ на 55 страниц. В нём — подробная инструкция для разработчиков, помогающая пошагово создать проект. А ещё — какие есть подводные камни и на что обратить внимание в негативных юз-кейсах. Общий объём документации — 80+ листов. В общем, мы очень постарались.

Наступает день, когда мы должны получить результаты конкурса — кто выиграет в тендере. Приходит ответ: «К сожалению, победила другая компания. Большое спасибо, что помогли с подготовкой документов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество».

Мы за объяснениями к Ивану. А он лишь пожимает плечами: «У нас всё по-честному. Они назвали меньшую цену. Мы не можем выбрать вас, нет оснований».

И тут мы осознаём, что за свой счёт написали ЧТЗ. Рассказали будущим исполнителям, как нужно оформить техническое решение. А сами остались ни с чем. Банальная ошибка начинающего предпринимателя, на которую сейчас я смотрю спокойно. Но тогда это сильно повлияло на меня и компанию в целом.

Получился дисконнект в коммуникации. Иван просто хотел получить реализованный проект для компании, в которой работает. Тендерный отдел просто хотел провести тендер. Технари просто хотели уменьшить количество проблем при интеграции с новой системой.

Ни в одном из их желаний не прослеживалась мысль выбрать конкретного исполнителя или определить его по критерию «большие молодцы». Но мы этого тогда не замечали.

Вывод: всегда найдётся тот, кто предложит дешевле. Конкурировать можно ценностью, реже ценой.

Предоставлять на бесплатной основе нужно не более 2-5% от проекта. Сначала подписать контракт, потом начинать работать — не наоборот.

Предоставлять на бесплатной основе нужно не более 2-5% от проекта. Сначала подписать контракт, потом начинать работать — не наоборот.

Как спокойно относиться к будущим ошибкам

Как видите, после каждой истории я сажусь рефлексировать и делать выводы. Я специально выделяю на это время, чтобы получить хоть какую-то ценность из плохого опыта.

Таким образом, я даю себе понять, что даже если такое случается, я всё равно в плюсе. Это помогает мне спокойно относиться к следующим ошибкам — всё равно их не избежать, особенно, если начинаешь что-то делать в первый раз.

Обратите внимание, как вы рефлексируете. Если полностью погружаться в историю из прошлого, можно потом долго выбираться обратно. Если прям не отпускает — повод задуматься. Всё должно быть в меру.


У меня есть книга «50 ошибок 50 предпринимателей». Я писал её в качестве соавтора вместе с 49 владельцами других компаний. Так что можно узнать и об их факапах — сферы разные, ошибки тоже. Отдельно про книгу писал в своём Телеграм-канале.

Заглядывайте почитать и подписывайтесь.