Юзабилити (с англ. usability) — это показатель того, насколько удобно пользователю взаимодействовать с интерфейсом сайта или приложения. Интуитивный интерфейс упрощает взаимодействие с сервисом и увеличивает лояльность пользователей. Разберемся, как проверить юзабилити сайта и улучшить этот показатель.
Повысить конверсию. Понятная структура и навигация способствуют большему выполнению целевых действий посетителями сайта или приложения.
Увеличить посещаемость. Пользователь не будет возвращаться на сайт и пользоваться приложением, в которых трудно разобраться.
Улучшить ранжирование в поисковых системах. Неудобный интерфейс заставляет пользователей возвращаться в поисковую выдачу. Поисковые системы учитывают показатели возвратов на страницу поиска при ранжировании сайтов.
Юзабилити можно оценить по тому, как легко ориентироваться новым пользователям на сайте или в приложении. Или по тому, насколько просто посетителю совершить целевое действие. Как часто пользователь совершает ошибки при работе с интерфейсом и насколько пользователь в целом удовлетворен ресурсом.
Этим правилам уже почти 20 лет, но они по-прежнему актуальны. Ориентируйтесь на них, когда оцениваете удобство и интуитивность вашего сайта.
1. Состояние системы должно быть видимым. Посетителю сайта необходимо понимать, что происходит на странице сейчас, а что будет потом. Например, после оплаты товара появляется уведомление, что заказ успешно оформлен.
2. Ресурс должен говорить на языке пользователя. Не стоит использовать язык программистов, внутренний жаргон или сложные формулировки. Также надо рассказывать не о функциях продукта или услуги, а о преимуществах их использования.
3. У пользователей должна быть свобода действий. Они должны иметь возможность вернуться на предыдущую страницу оформления заказа, отменить процедуру, изменить выбор.
4. Ресурс обязан следовать стандартам. Уже есть определенные общепринятые шаблоны для визуальных элементов, слов и действий. Например, корзина справа в верхнем углу, кнопка каталога слева или вверху.
5. Пользователь должен распознавать информацию на ресурсе, а не запоминать. Все элементы и информация должны быть на виду.
6. Система должна быть гибкой и эффективной. Ресурс должен содержать функции, которые облегчают использование как опытному пользователю, так и новичку. Например, иметь фильтры для быстрого поиска товара.
7. Сервис должен обладать эстетичным и минималистичным дизайном. Перегруженность элементами дизайна мешает пользователю ориентироваться, а минимализм позволяет быстро найти нужное и решить задачи.
8. Система должна предотвращать появление ошибок. Ресурс должен давать подсказки для правильного ввода адреса электронной почты, телефона, адреса доставки.
9. Если все же пользователь ошибся, то система должна помочь ему найти и исправить ошибку. Например, подсветить красным незаполненные обязательные поля.
10. Сервис должен направлять пользователя. Например, новым клиентам приложение может давать обучающие подсказки, которые объясняют роль тех или иных разделов. Информация должна быть краткой и содержать руководства к действию.
Проанализируйте статистику. Ее можно посмотреть в сервисах Яндекс Метрика и Google Analytics. Важно отследить процент отказов, время пребывания на сайте, количество просмотренных страниц за сеанс.
Проанализируйте отзывы к сервису. Можно запустить на сайте опрос или создать специальную форму для сбора ошибок.
Пригласите экспертов для проведения аудита юзабилити. Они помогут выявить проблемы, ошибки на ресурсах и предложат рекомендации.
1. Уменьшить время загрузки страницы. Хорошо, когда страница загружается за полсекунды, в рамках нормы — за 2–3 секунды. Если пользователь тратит больше времени, то велика вероятность, что он закроет сайт.
2. Адаптировать дизайн для мобильных устройств. Проверить, как выглядят страницы на мобильных устройствах, можно на сервисе Google Mobile Friendly.
3. Упростить процесс выполнения целевого действия. Сократите количество кликов, необходимых пользователю, чтобы совершить покупку или получить услугу.
4. Добавить формы обратной связи. Не все пользователи любят звонить. Альтернативным способом связи может быть общение с онлайн-консультантом или чат-ботом, заполнение формы заказа обратного звонка и т. д.
5. Добавить кнопку моментального скроллинга. Для длинных страниц необходима кнопка «вверх», чтобы не пришлось долго листать.